2-4130/06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 03.08.2006г.

 

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи       Лиманской Г.М.

с участием прокурора                      Шиш Л.А.

при секретаре                                   Капцовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заболотного Валентина

Александровича к Департаменту труда и социального развития г. Шахты об индексации ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда здоровью, взыскании недоплаты, убытков

УСТАНОВИЛ:

Истец Заболотный В.А. обратился в суд по следующим основаниям: он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в результате чего признан инвалидом 2-й группы с утратой 80% профтрудоспособности.

Ответчик в возмещение вреда здоровью выплачивал ежемесячно до 01.07.2000 года денежную сумму в размере 3.594 руб. 20 коп.

Статьей 5 базового Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до внесения изменений и дополнений в вышеуказанный Закон до 12.02.2001 г. предусматривалась индексация ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в том числе и пропорционально повышению в централизованном порядке минимального размера оплаты труда.

Законом РФ «О повышении минимального размера оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.07.2000 г. повышен до 132 руб. (коэффициент - 1,581), а с 01.01.2001 г. до 200 руб. (коэффициент - 1,515).

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. .№ 35 ...»:

- Пунктом 5 предусмотрено - «... суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффици­ента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1.581 (132:83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132) ... »:

- Пунктом 16 предусмотрено - «... задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу,... суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.»

ДТСР г. Шахты (ранее УТСР Мэрии г. Шахты) перерасчет на основании вышеназванных действующих Закона и Нормативного Акта сумм в возмещение вреда здоровью - не произвела

В соответствии со ст.5 Базового Закона - Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью, выплачиваемая истцу должна составлять:

- с 01.07.2000 г. - 3 587,13 руб. х 1,581 = 5.671,25 руб.

Сумма недоплаты за периоде 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г. составит:

5.671,25 руб. - 3.594,20 руб. = 2.077,05 руб. х 6 мес. = 12.462,30 руб.

- c 01.01.2001 г. -5.671,25 руб. х 1,515 = 8.591,94 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. составит:

8.591,94 руб. - 4.305,84 руб. - 4.286,10 руб. х 12 мес. = 51.433,20 руб.

Законом Ростовской области № 23-ЗС от 26.02.1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области« (статья 14) установлено:

«До принятия Областного Закона «О потребительской корзине» - для расчета прожиточного минимума используется действующая Методика, утвержденная Министерством труда и социального развития Российской Федерации»

Областной закон «О потребительской корзине в Ростовской области № 136-ЗС» - был принят 28.03.2001 г.

Таким образом, для .расчета прожиточного минимума в Ростовской области за 2000 г. - согласно требований ст. 14 Закона Ростовской области - должна применяться Методика Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10.1.1.1992 г.

Согласно ответа Министерства труда и социального развития Ростовской области на запрос судьи Шахтинского городского суда - Семцив И.В. - величина прожиточного минимума Ростовской области -расчитанная по вышеназванной Методике составляет за 2000 г. - 503,6 руб.

За 2001 г. величина прожиточного минимума в соответствии с Законом Ростовской области «О потребительской корзине в Ростовской области» от 28.03.2001 г. составляет - 977,50 руб.

Коэффициент роста ВПМ за 2001 г. по Ростовской области составляет:

977,50 руб. : 503,6 руб. =1,941

Таким образом ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 01.01.2002 г. составляет:

8.591,94 руб. х 1,941 = 16.676,96 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. составит:

16.676,96 руб. - 5.335,86 руб. = 11.341,10 руб. х 12 мес. = 136.093,20 руб.

Коэффициент величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ростовской области составил за 2002 г.-1,26

Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 01.01.2003 г. составляет:

16.676,96 руб. х 1,26 == 21.012,97 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. составит:

21.012,97 руб. - 6.723,18 руб. = 14.289,79 руб. х 12 мес. = 171.477,48 руб.

Коэффициент величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ростовской области составил за 2003 г.-1,16

Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 01.01.2004 г. составляет:

21.012,97 руб. х 1,16 = 24.375,05 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. составит:

24.375,05 руб. - 7.798,89 руб. = 16.576,16 руб. х 12 мес. = 198.913,92 руб.

Постановлением Правительства РФ № 163 от 24.03.2006 г. - ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью подлежит индексации с 01.01.2005 г. с коэффициентом -1,1

Ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью должна составлять:

24.375,05 руб. х 1,1 = 26.812,56 руб.

Сумма недоплаты за периоде 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. составит:

26.812,56 руб. - 7.798,89 руб. = 19.013,67 руб. х 12 мес. = 228.164,04 руб.

Федеральным Законом № 189-ФЗ от 26.12.2005 г. «О федеральном бюджете на 2006 год» установлен прогнозный уровень инфляции 7,0 — 8,5 процента (коэффициент- 1,085)

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 246 от 25.04.2006 г. ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью индексируются за период с 01.01.2006 г. на коэффициент 1,085.

Ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью должна составлять:

26.812,56 руб. х 1,085 = 29.091,63 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2006 г. по 30.06.2006 г. составит:

29.091,63 руб. - 7.798,89 руб. = 21.292,74 руб. х 6 мес. =--127.756,44 руб.

Общая сумма недоплаты за период с 01.07.2000 г. по 30.06.2006 г. составляет:

12.462,30 ру6. + 51.433,20 руб. + 136.093,20 руб. + 171.477,48 pv6. + 198.913,92 руб. + 228.164,04 руб. + 127.756,44 руб. = 926.300 руб. 58 коп.

Убытки в связи с выплатой ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в меньшем размере, в связи с отказом в ее индексации за период с 01.07.2000 г. по 30.04.2006 г. по состоянию на май 2006 г. составили 343.017 руб. 81 кои., согласно прилагаемого расчета.

Просит:

1. Обязать ДТСР г. Шахты произвести ему перерасчет ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с Учетом повышения МРОТ с 01.07.2000 г. - в 1,581 раза; с 01.01.2001 г. в 1,515 раза;

2. Обязать ДТСР г. Шахты произвести перерасчет ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с Учетом повышения ВПМ пенсионера в Ростовской области, произведенный Судом: с 01.01.2002 г. -1,941; с 01.01.2003 г.-1,26; с 01.01.2004 г.-1,16.

3. Обязать ДТСР г. Шахты произвести перерасчет ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с Учетом прогнозного уровня инфляции, определенного Федеральным Законам «О федеральном бюджете на 2005 г. с 01.01.2005 г. с коэффициентом - 1,1, «О федеральном бюджете на 2006 г.» с 01.01.2006 г. с коэффициентом - 1,085.

4. Взыскать с ДТСР г. Шахты в его пользу сумму недоплат за период с 01.07.2000 года по 30.06.2006 года в размере 926.300 руб. 58 коп. за счет средств Федерального Бюджета.

5. Взыскать с ДТСР г. Шахты в его пользу убытки (имущественный вред) за период с 01.07.2000 г. по 30.04.2006 г. в размере - 343.017 руб. 81 коп. за счет средств Федерального Бюджета.

6. Ежемесячно взыскивать с ДТСР г. Шахты с 01.07.2006 года сумму в возмещение вреда здоровью в его пользу в размере 29.091 руб. 63 коп. за счет средств Федерального Бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ.

 

Представитель ответчика ДТСР Администрации г. Шахты - Демидова Н.А., действующая на основании доверенности от 09.06.2006 г. № 7 явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, по тем основаниям, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 (в ред. от 05.07.1999 г.) суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан РФ, если не оговорено иное. Согласно п. 25 ст. 14 - возмещение вреда определяется в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, поэтому индексировать выплаты в возмещение вреда здоровью истца на коэффициенты 1,581 и 1,515 неправомерно, поскольку вред здоровью связан с исполнением не трудовых обязанностей, а иных обязанностей военной службы.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставление всех выплат и мер соцподдержки инвалидам-чернобыльцам, является расходным обязательством Российской Федерации.

С 01.01.2005 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2005 г. № 73 финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС, возложено на Федеральную службу по труду и занятости. Главным распорядителем бюджетных средств по реализации Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является Федеральная служба по труду и занятости. Согласно п. 10 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, следовательно выступать в суде по данным обстоятельствам должна Федеральная служба по труду и занятости (ее территориальные органы). Представитель ДТСР г. Шахты просит в иске отказать.

 

Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, признан инвалидом 2-ой группы с утратой 80% профессиональной трудоспособности в связи с заболеванием, связанным с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года по 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации сумм возмещения вреда пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что за период с февраля 1997 года до 01 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм исходя из индекса роста потребительских цен.

В соответствии с частью 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. Как указал в данном Постановлении Конституционный Суд РФ и что нашло отражение в положениях Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года № 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года ,№s 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до внесения соответствующих изменений в законодательство суд при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года вправе принимать решения о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соотвстствующих категорий граждан (дети, инвалиды, пенсионеры по старости), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Статьей 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что размеры выплат, установленные в соответствии с п.п. 25 части 1 ст. 14 или пунктом 11 ч.1 ст. 15 Закона РФ от 18.06.1992г. № 3061-1, ч.1 и 2 ст.2 ФЗ от 12.01.2001г. № 5-ФЗ индексируются с 19.06.2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Определением № 364-0 от 04.10.2005 г. «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционный Суд РФ разъяснил, что ни сама ст. 3, ни принятые на ее основе нормативные правовые акты не предполагают проведение какого-либо перерасчета установленных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (ст. 19 ч. 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы (Постановления от 24 мая 2001 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положений части 1 ст. 1 и ст. 2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» и от 3 июня 2004 г. № 11 -П по делу о проверке конституционности положений пп. 10,11,12 п. 1 ст. 28, п. 1,2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Такой принцип расчета является наиболее благоприятным для истца (п. 3.2 определения Конституционного Суда РФ № 364-0 от 04.10.2005 г. «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

С учетом изложенного, на основании анализа указанного законодательства, а также материалов дела, суд приходит к выводу о том, что суммы в возмещение вреда здоровью истцу должны быть индексированы следующим образом.

Сумма в возмещение вреда за период с 01.07.2000г. по 31.12.2000г. подлежит индексации с учетом индекса МРОТ - 1,581, выражающего соотношение МРОТ в РФ с 01.07.2000г. - 132 руб. (установлен Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ) и МРОТ с 01.01.1997г. - 83 руб. 49 коп. (установлен Федеральным законом от 09.01.1997г. № 6-ФЗ).

Сумма в возмещение вреда за следующий период с 01.01.2001г. подлежит индексации с учетом индекса роста МРОТ - 1,515, выражающего соотношение МРОТ в РФ с 01.01.2001г. - 200 руб. и МРОТ с 01.07.2000г. - 132 руб. (установлены Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ).

Таким образом, ежемесячная сумма в возмещение вреда истцу с учетом индекса роста МРОТ должна составлять:

- с 01.07.2000 г. - 3.587,13 руб. х 1,581 = 5.671,25 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г. составит:

5.671,25 руб. - 3.594,20 руб. = 2.077,05 руб. х 6 мес. = 12.462,30 руб.

- с 01.01.2001 г. - 5.671,25 руб. х 1,515 = 8.591,94 руб.

Сумма недоплаты за периоде 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. составит:

8.591,94 руб. - 4.305,84 руб. = 4.286,10 руб. х 12 мес. = 51.433,20 руб.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 № 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - «Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г.         № 11-П признаны «противоречащими конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в ред. от 12.02.2001 г.) и части 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации». До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовом величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий гол. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, т.е. на 4.»

Законом Ростовской области № 23-ЗС от 26.02.1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области» (статья 14) установлено:

«До принятия Областного Закона «О потребительской корзине» - для расчета прожиточного минимума используется действующая Методика, утвержденная Министерством труда и социального развития Российской Федерации»

Областной закон «О потребительской корзине в Ростовской области № 136-ЗС» - был принят 28.03.2001 г.

Из ответа Министерства труда и социального развития Ростовской области от 01.09.2003 г. на запрос Шахтинского городского суда, установлено, что согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П суды общей юрисдикции вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм в возмещение вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме. Определяться на основе утвержденной законом потребительской корзины и устанавливаться постановлениями Администрации области величина прожиточного минимума стала, начиная с 1 квартала 2001 г., до 2001 г. величина прожиточного минимума в области рассчитывалась не на основе потребительской корзины, а нормативно-статистическим методом, по Методике Минтруда России от 10.11.1992 г. Нормативными правовыми актами она не устанавливалась. Рост величины прожиточного минимума, согласно ответа на запрос, составил за 2001г. по отношению к 2000г. -1,25 раза.

Таким образом, для расчета прожиточного минимума в Ростовской области за 2000 г. - согласно требований ст. 14 Закона Ростовской области - должна применяться Методика Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10.11.1992 г.

Согласно ответа Министерства труда и социального развития Ростовской области              № 1367- П от 19.11.2002 г. на запрос суда, величина прожиточного минимума Ростовской области - рассчитанная по вышеназванной Методике составляет за 2000 г. - 503,6 руб.

За 2001 г. величина прожиточного минимума в соответствии с Законом Ростовской области «О потребительской корзине в Ростовской области» от 28.03.2001 г. составляет - 977,50 руб.

Коэффициент роста ВПМ за 2001 г. по Ростовской области составляет:

977,50 руб. : 503,6 руб. = 1,941

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных ч. 1, 2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15.02.2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста ВПМ могла быть произведена только по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 г.

Таким образом ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 01.01.2002 г. составляет:

8.591,94 руб. х 1,941 = 16.676,96 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. составит:

16.676,96 руб. - 5.335,86 руб. = 11.341,10 руб. х 12 мес. = 136.093,20 руб.

За 2003, 2004 г. - исходя из величины прожиточного минимума за год в целом по субъекту РФ (Ростовской области) в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П.

Из данных представленных Министерством труда и социального развития Ростовской области следует, что величина ВМП для пенсионеров увеличилась по состоянию на 01.01.2003г. - в 1,26 раза, на 01.01.2004r.-B 1,16 раза.

Следовательно, ежемесячная сумма в возмещение вреда истцу, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в сохраняющем силу Постановлении № 11-П, должна составлять:

Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 01.01.2003 г. должна составлять:

16.676,96 руб. х 1,26 = 21.012,97 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. составит:

21.012,97 руб. - 6.723,18 руб. = 14.289,79 руб. х 12 мес. = 171.477,48 руб.

Коэффициент величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ростовской области составил за 2003 г. – 1,16

Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 01.01.2004 г. составляет:

21.012,97 руб. х 1,16 - 24.375,05 руб.

Сумма недоплаты за периоде 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. составит:

24.375,05 руб. - 7,798,89 руб. = 16.576,16 руб. х 12 мес. = 198.913,92 руб.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была изменена часть 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Согласно данной норме закона размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Уровень инфляции на 2005 год установлен Федеральным законом от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (ст. 1) и составляет 10 %

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 мая 2005г. № 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 1 января 2005 г. осуществлена индексация размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".

Ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью истцу с 01.01.2005 г. должна составлять:

24.375,05 руб. х 1,1 = 26.812,56 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. составит:

26.812,56 руб. - 7.798,89 руб. = 19.013,67 руб. х 12 мес. = 228.164,04 руб.

Федеральным Законом № 189-ФЗ от 26.12.2005 г. «О федеральном бюджете на 2006 год» установлен прогнозный уровень инфляции 7,0 - 8,5 процента (коэффициент- 1,085)

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 246 от 25.04.2006 г. ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью индексируются за период с 01.01.2006 г. на коэффициент 1,085.

Ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью истцу с 01.01.2006 г. должна составлять:

26.812,56 руб. х 1,085 = 29.091,63 руб.

Сумма недоплаты за период с 01.01.2006 г. по 30.06.2006 г. составит:

29.091,63 руб. - 7.798,89 руб. = 21.292,74 руб. х 6 мес. = 127.756,44 руб.

Общая сумма недоплаты за период с 01.07.2000 г. по 30.06.2006 г. составляет:

12.462,30 pуб. + 51.433,20 руб. + 136.093,20 руб. + 171.477,48 pv6. - 198.913,92 руб. + 228.164,04 руб. + 127.756,44 руб = 926.300 руб. 58 коп.

Утверждение представителя ответчика об отсутствии у истца права на индексацию ежемесячной выплаты по коэффициентам величины прожиточного минимума (ВПМ) за 2002, 2003, 2004 года суд принять не может потому, что такое утверждение противоречит позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, подробный анализ которых изложен выше.

Выплаты назначенных сумм возмещения вреда причиненного здоровью не в полном объеме в связи с инфляцией причиняют имущественный вред истцу. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В данном случае истцу причинены реальные убытки, ибо несвоевременная выплата причитающихся к выплате денежных сумм привела к снижению покупательской способности этих сумм в связи с инфляцией. Суд вправе удовлетворить требования об индексации сумм недоплаты по возмещению вреда здоровью. Данный вывод суда подтверждается и позицией Верховного Суда РФ, высказанной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 05.04.2005 г. п. 16.

Сумма индексации за период с 01.07.2000г. по 30.04.2006 г. составляет 343.017 руб. 81 коп. что подтверждается расчетом истца (л.д.115-125), ответчиком не оспаривается, судом проверен и принимается за основу. Индексация недоплат согласно процентов роста стоимости потребительской корзины по справке органа статистики является механизмом сохранения потребительской стоимости денежной суммы в условиях инфляции и указанные суммы должны быть взысканы в пользу истца с Департамента труда и социального развития г. Шахты.

Руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Департамент труда и социального развития Администрации т. Шахты проиндексировать ежемесячную компенсационную выплату в возмещение вреда здоровью Заболотному Валентину Александровичу с

01.07.2000 г.-на 1,581

01.01.2001 г.-на 1,515

01.01.2002 г.-на 1,941                          :

01.01.2003 г.-на 1,26

01.01.2004 г.-на 1,16

01.01.2005 г.-на 1,1.

Взыскать с Департамента труда и социального развития Администрации г. Шахты за счет казны Российской Федерации в пользу Заболотного Валентина Александровича недоплату сумм возмещения вреда здоровью с 01.07.2000 г. по 30.06.2006 г. в размере 926.300 руб.58 коп.

Взыскивать с Департамента труда и социального развития Администрации г. Шахты в пользу Заболотного Валентина Александровича ежемесячно компенсационную выплату в возмещение вреда здоровью с 01.07.2006 г. в размере 29091 руб. 81 коп. с последующей индексацией согласно законодательства РФ за счет казны Российской Федерации.

Взыскать с Департамента труда и социального развития Администрации г. Шахты за счет казны Российской Федерации в пользу Заболотного Валентина Александровича индексацию (убытки) недоплаты сумм возмещения вреда здоровью с 01.07.2000 г. по 30.04.2006 г. в размере 343.017 руб.81 коп., а также госпошлину в доход государства в размере 12.192 руб. 09 коп.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через канцелярию горсуда г. Шахты, с оплатой госпошлины истцом - 50 руб., ответчиком - 1000 руб.

 

Председательствующий - (подпись)         Лиманская Г.М.

 

Копия верна:

Судья -                                                         Лиманская Г.М.

Секретарь -                                                  Капцова В.А.

Hosted by uCoz