Из выступления на 114-й Сессии Комитета Министров Совета Евро­пы, Страсбург, 12-13 мая 2004 года. Размещено на официальном сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации

 

Владимир Чижов, заместитель министра иностранных дел России:

мы не готовы отступать от согласованного принципа «нулевого» роста бюджета Совета Европы

На повестке дня сегодня стоят важные стратегические и практические вопросы, от которых во многом зависит будущее Совета Европы.

В настоящее время большинство ведущих европейских организаций и институ­тов реально приступили к глубокой трансформации, которая в итоге должна позволить им адаптироваться к изменившейся геостратегической ситуации в Европе и создать необходимый потенциал для адекватного ответа на новые уг­розы и вызовы. Совету Европы для того, чтобы занять достойное место в обще­европейской архитектуре, необходимо уже сейчас четко определить роль орга­низации, ее взаимодействие с другими основными европейскими «игроками» -прежде всего с Европейским Союзом.

В этом контексте искусственное ограничение деятельности Организации так называемыми «традиционными» для нее областями - права человека, верхове­нство закона и плюралистическая демократия - может привести к утрате уже завоеванных Советом Европы позиций на европейском континенте. В нашем понимании Организация «переросла» роль разработчика правовых норм толь­ко в этих областях. Необходимо двигаться к новому пониманию миссии Совета Европы, соответствующему нынешним историческим условиям.

Твердо убеждены в том, что Совет Европы способен и должен стать важным инструментом строительства Единой Европы без разделительных линий, соз­дания единого Правового пространства в общеевропейском масштабе, реше­ния стоящих перед европейским сообществом задач в связи с новыми вызова­ми (терроризм, оргпреступность, отмывание денег, коррупция, торговля людь­ми, преступления в киберпространстве, защита прав нацменьшинств, вопросы миграции), механизмом развития общеевропейского сотрудничества в соци­альной и культурной сферах, в области образования. Мы категорически против подхода, при котором деятельность Совета Европы рассматривалась бы «по ос­таточному принципу».

 

Реформа ЕСПЧ

Сегодня нам предстоит принять важные решения по вопросу о реформе Европейского Суда по правам человека. Позади - два года напряженной работы над ПО Правам человека    проектом Протокола № 14 к европейской Конвенции по правам человека и дру­гими документами реформы.

Полагаем, что достигнутый компромисс по тексту Протокола не идеален. Но это - вынужденная мера, необходимая для сохранения дееспособности Суда.

При этом, осознавая всю важность открываемого сегодня для подписания госу­дарствами - членами Совета Европы Протокола № 14 к европейской Конвен­ции по правам человека и стремясь вместе со всеми к тому, чтобы он как можно скорее смог вступить в силу, хотели бы обратить внимание на следующее.

Очевидно, что оценка эффективности начатой реформы европейского меха­низма защиты прав человека еще впереди, и потребуется постоянная адаптация многих заложенных в ней элементов к практическим потребностям.

Хотел бы вновь подчеркнуть то, о чем уже неоднократно говорилось в течение последних двух лет: повышение эффективности Европейского Суда по правам человека невозможно без реального повышения эффективности националь­ных судебных и правовых систем государств - членов Совета Европы. Именно на них лежит основной груз ответственности за обеспечение прав, гарантиро­ванных ЕКПЧ. Совершенствование национальных механизмов должно стать одним из главных направлений работы СЕ.

Нельзя обойти вниманием и финансовые последствия реформы, которые еще далеко не ясны, поскольку они никем не просчитаны. В этом вопросе позиция Российской Федерации остается неизменной: мы не готовы отступать от согла­сованного принципа «нулевого» роста бюджета Совета Европы.

 

Актуальные политические вопросы

Развитие механизмов европейской Конвенции, включая реформу Европейско­го Суда, должно укреплять, а не ослаблять возможности Совета Европы действо­вать в других областях своей компетенции.

Что касается роли Совета Европы в регионах, где сохраняются неурегулирован­ные конфликты, то мы исходим из того, что Совет не должен подменять суще­ствующие переговорные механизмы и пытаться воздействовать на их работу. Задача нашей организации в другом - создании благоприятных предпосылок для достижения урегулирования, утверждения общих стандартов и ценностей, укреплении доверия, оказании в случае необходимости правовой помощи сто­ронам, стремящимся найти непростые решения, затрагивающие зачастую их государственное устройство.

 

Hosted by uCoz