Из
выступления на 114-й Сессии Комитета Министров Совета Европы, Страсбург, 12-13
мая 2004 года. Размещено на официальном сайте
Министерства иностранных дел Российской Федерации
Владимир Чижов, заместитель
министра иностранных дел России:
мы не готовы отступать от
согласованного принципа «нулевого» роста бюджета Совета Европы
На
повестке дня сегодня стоят важные стратегические и практические вопросы, от
которых во многом зависит будущее Совета Европы.
В
настоящее время большинство ведущих европейских организаций и институтов
реально приступили к глубокой трансформации, которая в итоге должна позволить
им адаптироваться к изменившейся геостратегической ситуации в Европе и создать
необходимый потенциал для адекватного ответа на новые угрозы и вызовы. Совету
Европы для того, чтобы занять достойное место в общеевропейской архитектуре,
необходимо уже сейчас четко определить роль организации, ее взаимодействие с
другими основными европейскими «игроками» -прежде
всего с Европейским Союзом.
В
этом контексте искусственное ограничение деятельности Организации так
называемыми «традиционными» для нее областями - права человека, верховенство
закона и плюралистическая демократия - может привести к утрате уже завоеванных
Советом Европы позиций на европейском континенте. В нашем понимании Организация
«переросла» роль разработчика правовых норм только в этих областях. Необходимо
двигаться к новому пониманию миссии Совета Европы, соответствующему нынешним
историческим условиям.
Твердо убеждены в том, что Совет Европы способен и должен
стать важным инструментом строительства Единой Европы без разделительных линий,
создания единого Правового пространства в общеевропейском масштабе, решения
стоящих перед европейским сообществом задач в связи с новыми вызовами
(терроризм, оргпреступность, отмывание денег, коррупция, торговля людьми,
преступления в киберпространстве, защита прав нацменьшинств, вопросы миграции),
механизмом развития общеевропейского сотрудничества в социальной и культурной сферах, в области образования. Мы
категорически против подхода, при котором деятельность Совета Европы
рассматривалась бы «по остаточному принципу».
Реформа ЕСПЧ
Сегодня
нам предстоит принять важные решения по вопросу о реформе Европейского Суда по
правам человека. Позади - два
года напряженной работы над ПО Правам человека проектом Протокола № 14 к европейской
Конвенции по правам человека и другими документами реформы.
Полагаем,
что достигнутый компромисс по тексту Протокола не
идеален. Но это - вынужденная мера, необходимая для сохранения дееспособности
Суда.
При
этом, осознавая всю важность открываемого сегодня для подписания государствами
- членами Совета Европы Протокола № 14 к европейской Конвенции по правам
человека и стремясь вместе со всеми к тому, чтобы он как можно скорее смог
вступить в силу, хотели бы обратить внимание на следующее.
Очевидно,
что оценка эффективности начатой реформы европейского механизма защиты прав
человека еще впереди, и потребуется постоянная адаптация многих заложенных в
ней элементов к практическим потребностям.
Хотел
бы вновь подчеркнуть то, о чем уже неоднократно говорилось в течение последних
двух лет: повышение эффективности Европейского Суда по правам человека
невозможно без реального повышения эффективности национальных судебных и
правовых систем государств - членов Совета Европы. Именно на них лежит основной
груз ответственности за обеспечение прав, гарантированных ЕКПЧ.
Совершенствование национальных механизмов должно стать одним из главных
направлений работы СЕ.
Нельзя
обойти вниманием и финансовые последствия реформы, которые еще далеко не ясны,
поскольку они никем не просчитаны. В этом вопросе позиция Российской Федерации
остается неизменной: мы не готовы отступать от согласованного принципа
«нулевого» роста бюджета Совета Европы.
Актуальные политические вопросы
Развитие
механизмов европейской Конвенции, включая реформу Европейского Суда, должно
укреплять, а не ослаблять возможности Совета Европы действовать в других
областях своей компетенции.
Что
касается роли Совета Европы в регионах, где сохраняются неурегулированные
конфликты, то мы исходим из того, что Совет не должен подменять существующие
переговорные механизмы и пытаться воздействовать на их работу. Задача нашей
организации в другом - создании благоприятных предпосылок для достижения
урегулирования, утверждения общих стандартов и ценностей, укреплении доверия,
оказании в случае необходимости правовой помощи сторонам, стремящимся найти
непростые решения, затрагивающие зачастую их государственное устройство.