Запрещение рабства и сходных с ним обычаев
А.И. Ковлер,
доктор юридических наук,
(статья 4)
Общие положения
Согласно известной исторической теории рабство предшествовало феодализму и капитализму как этапам неизбежного развития человечества на пути к бесклассовому обществу. Можно с этим соглашаться или не соглашаться, но рабство как правовой институт и практика сегодня подвергается всеобщему осуждению. Государства - члены Совета Европы отменили его давным-давно, по крайней мере, на территории своих стран. Как показала гражданская война в Америке, процесс развития в их колониях и бывших колониях был менее однозначным. Первые международные документы, касающиеся проблем прав человека, появились еще в начале девятнадцатого столетия, и один из них касался рабства. Поскольку немедленное освобождение рабов было невозможно, первым шагом была отмена работорговли. В период с 1815 по 1880 годы был заключен ряд двусторонних договоров. Потом в рамках системы подмандатов, учрежденной статьей 22 Лиги Наций, было провозглашено, что благосостояние и развитие народов на подмандатных территориях должны сформировать «нерушимое доверие цивилизации» и что государства-мандатарии должны управлять этими территориями при условии, что злоупотребления, такие, как работорговля, будут запрещены.
Международная конвенция об упразднении рабства и работорговли 1926 года, заключенная под эгидой Лиги Наций, считается первым действительным всемирным договором по правам человека. На последующем этапе после второй мировой войны в статье 4 Всеобщей декларации провозглашалось: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах». Что касается запрещения рабства и подневольного состояния, то статья 8 Международного пакта о гражданских и политических правах отличается от статьи 4 Всеобщей декларации только тем, что в ней этому посвящены два отдельных пункта. Третий пункт статьи 8 запрещает принудительный или обязательный труд в тех же формулировках, что и пункт 2 статьи 4 Европейской конвенции о правах человека, и в то же время в обеих статьях есть ряд исключений относительно запрещения принудительного или обязательного труда.
Не давая определения рабству, Европейская конвенция о правах человека в статье 4 повторяет норму о запрещении рабства и подневольного состояния и добавляет к нему положение о запрещении «принудительного или обязательного труда». И даже последнее положение о запрещении существовало ранее в формулировке, взятой из Конвенции Международной организации труда 1930 года. Несмотря на сходство, между этими понятиями можно провести различие: рабство означает частную собственность на человека («положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности» - определение Конвенции о рабстве 1926 года).
Подневольное состояние - это менее экстремальная форма эксплуатации труда других: крепостничество, долговая зависимость, продажа жен в рабство как имущество и т. д. Такие обычаи больше не существуют или, по крайней мере, не существуют открыто в рамках юрисдикции государств - участников Европейской конвенции.
Случаи продажи детей под видом найма на работу или под видом усыновления, вероятно, можно отличить, и эти случаи могут подпадать под такие запрещения. Подневольное состояние говорит об общих условиях труда, которых человек не может избежать или которые он не может отменить. Понятие подневольного состояния далее не определяется, и в тексте не разъясняется различие между этим понятием и понятием принудительного труда. В своем докладе по делу Ван Дроогенбрек Комиссия охарактеризовала это следующим образом:
...кроме обязательства предоставлять другому определенные услуги, понятие подневольного состояния включает в себя обязательство со стороны «крепостного» жить во владении другого и невозможность изменить свое состояние[1].
В связи с этим вопросом Комиссия ссылалась, в частности, на статью 1 Дополнительной конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 30 апреля 1956 года.
Пункт 1 статьи 4 гласит: Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
На пункт 1 статьи 4 ссылаются главным образом те, кто содержится в заключении, в связи с их обязанностью работать во время заключения. В этих случаях Комиссия придерживается мнения о том, что термин «рабство» или «подневольное состояние» не применяется к ситуации, в которой, как правило, находятся осужденные в большинстве стран мира и которая четко признается Конвенцией в контексте запрещения «принудительного или обязательного труда» в соответствии с пунктом З(а) статьи 4.
В вышеупомянутом деле Ван Дроогенбрек заявитель утверждал, что факт передачи его в распоряжение правительства как рецидивиста свел его до подневольного состояния, поскольку он содержался в штрафной колонии, где был обязан работать и откуда не мог уйти без разрешения, которое давалось по усмотрению администрации. Комиссия и Суд высказали мнение о том, что здесь не стоит вопрос о подневольном состоянии, поскольку принятая мера была ограничена по времени, могла быть пересмотрена и была принята по решению суда после уголовного разбирательства и, таким образом, она не повлияла на правовой статус данного лица[2].
Аналогичные выводы были сделаны в решении относительно приемлемости заявлений № 3435-3438/67, в которых четверо молодых людей, поступивших на службу в военно-морские силы в возрасте 15-16 лет сроком на девять лет, заявляли, что служба, которую они были обязаны нести, не имея возможности уволиться, представляет собой подневольное состояние. Комиссия установила, что их служба является исключением из положения о запрещении «принудительного или обязательного труда» в соответствии с пунктом Зb статьи 4. Комиссия отметила далее, что положение, четко выводящее военную службу из сферы применения термина «принудительный или обязательный труд», не освобождает в принудительном порядке такую службу при всех обстоятельствах от рассмотрения в свете запрещения, направленного против «рабства или подневольного состояния». Тем не менее, она отклонила жалобу заявителей на том основании, что соответствующее право требует родительского согласия для несовершеннолетних и что такое согласие действительно было дано[3].
Остальные пункты статьи 4 гласят:
2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.
3. Для целей данной статьи термин «принудительный или обязательный труд» не включает:
а. любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения; b. любую военную службу, а в тех странах, в которых в качестве закона признается отказ от военной службы на основании вероисповедания, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;
с. любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;
d. любую работу или службу, которая входит в обычные гражданские обязанности.
предварительное согласие заявителя, и не более того, не дает оснований для вывода в том, что возлагаемые на него обязательства в отношении правовой помощи являются обязательным трудом для целей пункта 2 статьи 4 Конвенции .
Страсбургские органы никогда не давали определения термина «принудительный или обязательный труд». В своем решении о приемлемости заявления № 7641/76 Комиссия в связи с этим сослалась на Конвенции МОТ, в частности на Конвенцию № 105, в которой указано пять категорий принудительного труда: политическое воздействие или воспитание в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; мобилизация и использование рабочей силы для нужд экономического развития; поддержание трудовой дисциплины; наказание за участие в забастовках; и дискриминация по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания. По мнению Комиссии, элементы принудительного или обязательного труда заключаются, во-первых, в том, что работник привлекается к труду или на службу против своей воли, и, во-вторых, требование об исполнении работы или несения службы несправедливо или деспотично или сама работа или служба влечет за собой тяготы, которых можно избежать[4].
Понятия принудительного или обязательного труда различимы в том смысле, что они могут относиться к обязанностям, возлагаемым государством, а не другим частным субъектом, и в XX веке эти понятия, конечно, не устарели. Напротив, массовое принуждение к труду может стать частью любой тоталитарной системы. Этот запрет намного труднее определить и разграничить, о чем свидетельствует и пункт 3 статьи 4, где говорится, что термин «принудительный или обязательный труд» не включает определенные категории необходимого труда или службы. Однако в основе этих положений лежит понятие согласия. Как можно судить по вышеупомянутому делу четырех молодых людей, которые поступили на службу в военно-морские силы, там, где присутствует согласие, исчезает обязательный характер труда или службы. Вопрос о предварительном согласии был также поставлен в деле Ван дер Мюсель. По мнению большинства членов Комиссии, заявитель заранее согласился на ту ситуацию, на которую он жалуется, и поэтому не к лицу ему было возражать против этого впоследствии. Ван дер Мюсель, несомненно, сам себе выбрал профессию адвоката, которая в Бельгии является свободной профессией, оценив, что, следуя ее правилам, он, в соответствии с установившейся традицией, будет иногда обязан оказывать свои услуги бесплатно и без возмещения своих расходов. Однако он должен был согласиться с этим требованием, чтобы стать адвокатом, и его согласие определялось нормальными условиями работы по этой специальности в соответствующее время. Суд заключил, что:
Ситуации, не
включенные в положение о запрещении принудительного
или
обязательного труда
Выражаясь техническим языком, запрещение принудительного или обязательного труда является абсолютным, но перечень вопросов, которые не включены в понятие принудительного или обязательного труда, на практике означает исключение из этого правила. Тот факт, что такие запрещения не являются новыми в Конвенции, означает, что на ее толкование могут оказывать влияние более ранние и более четкие положения, которые частично уже приводились выше. Однако в деле Ван дер Мюсель Суд отметил:
...Не нужно упускать из виду особенности этой Конвенции или тот факт, что она является живым инструментом, который необходимо читать «в свете понятий», существующих на данный момент в демократических государствах»[5].
Новым элементом в построении Конвенции является механизм, с помощью которого по отдельным жалобам Комиссия, Суд или Комитет министров принимают имеющие обязательную силу решения. И хотя эти органы время от времени принимают во внимание другие документы, они главным образом занимаются установлением смысла Конвенции как таковой. Кроме всего прочего практика показывает, что статью 4 нельзя трактовать буквально и что помимо текста учитывается множество других факторов. Эта общая особенность права по Европейской конвенции, которая здесь, так же как и в отношении статей 5 и 6, становится более очевидной с течением лет и по мере поступления дел, по которым необходимо принимать решение.
Четыре категории, упомянутые в пункте 3 статьи 4 касаются ситуаций, когда труд или служба могут предписываться (государством или законом в интересах других) без учета запрещения, содержащегося в пункте 2 статьи 4. В качестве основного правила это ограничение вводится благодаря Конвенции МОТ 1930 года.
Первая категория - это труд, к которому привлекаются лица, лишенные свободы в соответствии со статьей 5. Это означает, что труд в тюрьме или подобных заведениях, включая больницы, не запрещается.
Исключение применяется только к работе «в обычных условиях содержания под стражей», что означает, по мнению Суда в деле о бродяжничестве, что труд направлен на реабилитацию заключенного. В этом случае Комиссия пришла к мнению о том, что содержание под стражей за бродяжничество не соответствует условиям, изложенным в статье 5 и, в частности, в пункте 4 статьи 5 (право каждого, кто лишен свободы, на разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания). Поэтому Комиссия пришла к выводу, что труд, к которому привлекались заявители во время своего содержания под стражей, не может быть оправдан на основании пункта З (а) статьи 4 Конвенции. Однако в этом случае Суд также обнаружил нарушение прав, гарантируемых пунктом 4 статьи 5, но не вывел оттуда нарушение статьи 3. Фактически его мнение сводилось к тому, что пункт З (а) статьи 4 разрешает труд, к которому обычно привлекаются лица, лишенные свободы в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конвенции[6].
Вторая категория касается военной службы или службы, к которой привлекаются лица, отказывающиеся от военной службы со ссылкой на свои убеждения в тех странах, где это признается. По мнению Комиссии, это относится и к военной службе на добровольной основе. В вышеприведенном деле четверых молодых людей, которые поступили на службу в ВМС, Комиссия указала на разницу формулировок пункта Зb статьи 4 и пункта 2а статьи 2 Конвенции МОТ 1930 года, которая гласит следующее:
Термин «принудительный или обязательный труд» для целей настоящей Конвенции не включает... всякую работу или службу, требуемую в силу законов об обязательной военной службе и применяемую для работы чисто военного характера.
Поскольку во всех проектах Организации Объединенных Наций и Совета Европы термин «любая работа или служба, которая требуется на основании законов об обязательной военной службе», используемый в Конвенции МОТ, с самого начала был заменен термином «любая служба военного характера», то вполне можно предположить, что, опуская слово «обязательная», предполагалось охватить также обязательство продолжать службу, на которую человек поступил на добровольной основе[7].
Тот факт, что в Конвенции упоминается также «требуемая гражданская служба» вместо обязательной военной службы в случае тех, кто отказывается от военной службы со ссылкой на убеждения, не означает, что в Конвенции содержится право на такую альтернативную службу[8]. Пункт Зb статьи 4 четко показывает, что включение слов «в тех странах, в которых в качестве законного признается» предоставляет выбор Договаривающимся Сторонам признавать или не признавать тех, кто отказывается от военной службы со ссылкой на свои убеждения и, в случае признания, предоставлять им какую-то альтернативную службу. Это означает, что отказ от военной службы со ссылкой на свои убеждения - это осуществление свободы совести в соответствии со статьей 9 Конвенции. Тем не менее, Комиссия ясно заявила:
Статья 9, как это определяется пунктом Зb статьи 4 Конвенции, не налагает на государство обязательство признавать тех, кто отказывается от военной службы со ссылкой на свои убеждения и, следовательно, принимать особые меры для осуществления их права на свободу совести и религии в той мере, в какой это оказывает влияние на их обязательную военную службу.
Третья категория: если чрезвычайная ситуация или бедствие угрожают жизни или благосостоянию общества, то «служба» может предписываться в обязательном порядке. В деле Ивенсен ситуация, сложившаяся в 1956 и 1960 годах в государственной стоматологической службе и в школьной зубоврачебной практике на севере Норвегии, рассматривалась норвежским правительством как чрезвычайная и угрожающая благосостоянию общества в северной части Норвегии. В этом деле заявитель пожаловался на то, что обязательная служба, которую он должен был нести в государственном здравоохранении северной Норвегии, приравнивалась к обязательному труду, что противоречит статье 4 Конвенции. Его заявление не было поддержано, и частично (за это выступали четыре члена) решение Комиссии объявить это заявление неприемлемым основывалось на том, что запрещение нельзя понимать буквально, в то время как два других члена Комиссии считали, что это одно из исключений или одна из ситуаций, не включенных в положение о запрещении, а именно чрезвычайное положение. Другие члены Комиссии желали изучить это заявление по существу (четыре члена)[9]. В своих выводах Комиссия сослалась на соответствующее положение Конвенции Международной организации труда (МОТ), которая ограничивает понятие обязательного труда такой работой, которая является «несправедливой» или «жестокой». В отсутствие определения обязательного труда такое толкование нельзя исключать, хотя очевидно, что оно неправильно. В связи с этим Комиссия пришла к выводу о том, что Ивенсен был привлечен к «службе» вполне обоснованно в чрезвычайной ситуации, угрожающей благосостоянию общества, и, таким образом, это не был принудительный или обязательный труд[10].
К четвертой категории относится любая работа или служба, составляющая часть «обычных гражданских обязанностей». Главная цель состоит в том, чтобы предусмотреть обязательства, которые имеют все граждане, такие, как помогать беспомощным, заполнять официальные документы для целей налогообложения, соблюдать правила безопасности и другие аналогичные виды деятельности. В деле Карлхайнц Шмидт Суд обнаружил нарушение пункта 3d статьи 4, когда австрийское правительство потребовало от граждан мужского поля служить в пожарной бригаде или вместо этого уплатить финансовый взнос. Суд отказался рассматривать прилагаемые заявления о дискриминации по признаку пола[11].
Пока остается нерешенным вопрос о том, можно ли подвести под последнюю категорию особые обязанности, присущие каждой профессии (врачам навещать больных, фармацевтам готовить лекарства, а юристам оказывать помощь клиентам без оплаты). В деле Ван дер Мюсель молодой юрист заявил, что предъявляемое ему требование оказывать бесплатные юридические услуги бедным клиентам равносильно обязательному труду. Комиссия рассматривала предыдущие случаи такого рода в отношении жалоб от австрийских и немецких юристов. Были приняты различные решения, часть которых удовлетворила некоторые жалобы, но они не решили вопрос о толковании статьи 4. В деле Ван дер Мюсель Суд сделал вывод, как и большинство членов Комиссии, о том, что с учетом всех обстоятельств обязанности, налагаемые бельгийским законодательством, не равнозначны обязательному труду для целей пункта 2 статьи 4 и поэтому не было необходимости выяснять, подпадает ли в любом случае данная работа под формулировку пункта 3 статьи 4 «обычные гражданские обязанности». Придя к такому выводу, Суд указал на многие факторы, например: обычная работа для юристов; задачи способствовали практическому обучению заявителя, был элемент социальной солидарности; бремя было пропорционально общему объему его работы[12]. И, наконец, Суд отметил, что обязательство предоставлять правовую помощь без вознаграждения или возмещения расходов является средством обеспечения права на бесплатную юридическую помощь в соответствии с пунктом Зс статьи 6 Конвенции. По мнению Суда, здесь было необходимо учесть все обстоятельства дела в свете основополагающих целей статьи 4 путем толкования пункта 2 в свете пункта 3 с его господствующими идеями всеобщих интересов и тем, что является обычным ходом дел.
В известной степени в основу этого пункта была положена концепция социальной солидарности и его нельзя считать неразумным. К тому же эта была обязанность, подобная «обычным гражданским обязанностям», о которых говорится в пункте 3d статьи 4[13].
Представляется, что в этих делах Страсбургские органы придали существенное значение вопросу о том, является ли требуемая работа или служба частью обычной профессиональной работы. Если так, то требование о том, что выполняемая работа или служба несправедлива или жестока или что эта работа или служба влечет за собой тяготы, не выполняется.
Положения пункта 1 статьи 4 Конвенции не имеют текстуального эквивалента в Конституции Российской Федерации и в текущем законодательстве: в конце XX века нормы о запрете рабства выглядели бы неким анахронизмом... Однако, признавая в части 4 статьи 15 Конституции, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», Россия тем самым распространяет на свою территорию действие статьи 8 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 4 Всеобщей декларации прав человека, в частности запрещающей рабство и работорговлю по всех ее видах. Кроме того, косвенно часть 1 статьи 22 Конституции РФ («Каждый имеет право па свободу и личную неприкосновенность») отражает положения пункт 1 статьи 4 Конвенции.
Следует, тем не менее, иметь в виду, что продолжающийся в Чеченской республике и в регионе, несмотря на прекращение боевых действий, захват заложников без права контакта с родственниками и властями делает более чем актуальным определение Комиссии по делу Ван Дроогенбрека: «...понятие подневольного состояния включает в себя обязанность со стороны «крепостного» жить во владении другого и невозможность изменить свое состояние». В этой связи представляется недостаточной норма статьи 206 «Захват заложников» и УК РФ, поскольку удерживаемые по окончании военного конфликта военнопленные фактически без захвата становятся заложниками и их состояние может быть квалифицировано как подневольное.
Что касается положений пункта 2 статьи 4 Конвенции (принудительный или обязательный труд), им соответствуют положения частей 1 и 2 статьи 37 Конституции: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен».
Кодекс законодательства о труде РФ воспроизводит и уточняет нормы и положения Конвенции 29 Международной организации труда (МОТ) 1930 г. «О принудительном или обязательном труде» и Конвенции 105 МОТ «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. в статьях 2, 5, 24 и других. Например, статьи 24 Кодекса запрещает работодателю требовать от работника выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором (контрактом). Кроме того, законом от 25 сентября 1992 г. отменялись положения Кодекса, предусматривавшие дисциплинарную ответственность в виде временного перемещения работника на низкооплачиваемую должность или временное (до 3 месяцев) понижение в должности.
Изъятия из понятия «принудительный или обязательный труд», сформулированные в пункте 3 статьи 4 Конвенции, отражены в российском законодательстве (Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других), однако в нем отсутствуют ссылки на международно-правовой источник таких изъятий, а также оговорки по условиям применения этих изъятий. Исключением является статья 24 е Закона РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г., которая предусматривает: «...в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда».
[1] Ван Дроогенбрек против
Бельгии. Comm. Report 9.7.80, paras. 78-80. Eur. Court H.R.,
Series B, No. 44, p. 30.
[2] См.: Судебное решение по
делу Ван Дроогенбрек от 24 июня 1983 г. Series A, No. 50, р. 32, para. 58.
[3] См.: Nos. 3435-3438/67, Dec. 19.7.68. - Yearbook 11, p.
562 (596-598).
[4] См.: Nos.
3435-3438/67, Dec. 19.7.68. - Yearbook 11, p. 562 (596-598).
[5] Судебное решение по делу Ван дер Мюсель от 23.11.83 г. Series A, No.70, р. 17-19, paras.36-38.
[6] См.:ДеВильде,Омси Версип,Comm. Report 19.7.69,para. 184. Eur.CourtH.R.,SeriesB, No. 10, p. 96-97; Судебное решение по делу Де Вилде, Оме и Версип от 18 июня 1971 г., Series A, No. 12, р. 44-45, paras. 89-90.
[7] См.: Nos. 3435-3438/67, Dec. 19.7.68. - Yearbook 11, p. 562 (594).
[8] См.: Грандрат против
Федеративной Республики Германии, para. 32. Comm. Report 29.6.67.-
Yearbook 10, p. 626 (674).
[9] См.: No. 1468/62, Dec. 17.12.63.-Yearbook 6, p. 278(326-328).
[10] См.: No.
1468/62, Dec. 17.12.63.-Yearbook6, p. 278 (330).
[11] См.: Судебное решение по делу Карлхайнц Шмидт от 18.07.1994 г. Series A, No. 291-В.
[12] См.: Судебное решение по делу Ван дер Мюсель от 23.11.1983 г. Series A, No. 70, р. 16-21, paras. 32-41.
[13] Судебное решение по делу Ван дер Мюсель от 23.11.83 г. Series A, No. 70, р. 19- 20, para. 39.