Право на
внутригосударственную защиту (ст. 13)
Особо следует сказать и еще об одном праве, юридическая квалификация которого характеризуется той же самой особенностью, что и запрет на дискриминацию, а именно неразрывной связью с нарушением какого-либо права или свободы из числа признанных Конвенцией. Это предусмотренное ст. 13 право лица иметь возможность в случае такого нарушения обратиться за защитой в национальный государственный орган. Такой орган обязательно должен существовать. Если его нет (практически это происходит тогда, когда ни один из имеющихся государственных органов не компетентен или не считает себя компетентным рассматривать обращение лица), то налицо нарушение ст. 13.
В 1997 г. Князь — глава государства
Лихтенштейн — отказался утвердить представление Парламента о назначении на
новый срок Председателя Административного суда Герберта Вилле по той причине,
что в 1992 г., когда Вилле занимал пост вице-премьера, у него были разногласия
с князем относительно вступления Лихтенштейна в ЕЭС, а уйдя затем в отставку,
Вилле опубликовал критическую статью, в которой, в частности, затрагивался конституционно-правовой
статус князя. Последний открыто признал, что именно эта публикация послужила
ему в 1997 г. основанием для отказа в переназначении Вилле. Последний, в свою
очередь, посчитал, что таким образом нарушено его право на свободу выражения
мнения. Однако в государственной системе Лихтенштейна ни один орган (включая
Конституционный суд) не мог рассмотреть жалобу Г. Вилле, поскольку она была
направлена против главы государства. Вилле обратился в Европейский Суд,
который решением от 28 октября 1999 г. признал, что заявитель является жертвой
нарушения как ст. 10, так и ст. 13 Конвенции.
Эта статья является как бы логическим продолжением ст. 1 Конвенции. По ст. 1 государства — участники Конвенции обязуются обеспечивать каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, гарантированные Конвенцией. По ст. 13 эти государства берут на себя обязанность создать определенный механизм, дающий гражданину возможность защищать на национальном уровне гарантированные Конвенцией права в случае их нарушения. Этот механизм должен быть достаточно действенным и эффективным; ст. 13 говорит не о любом средстве правовой защиты, а о средстве эффективном. Суд не раз подчеркивал, что ст. 13 требует наличия таких внутренних средств, которые позволяют компетентному государственному органу и рассматривать по существу жалобу на соответствующее нарушение Конвенции, и предоставлять соответствующую защиту.
Возникший вопрос, следует ли понимать ст.
13 как гарантию права лица или же лишь как требование к государству иметь
необходимые институты защиты, Суд решил однозначно: речь идет об
индивидуальном, самостоятельном праве, нарушение которого влечет ответственность
государства, но при условии, что Судом будет установлен факт нарушения
какого-либо права из каталога, предусмотренного Конвенцией[1].
Суд отверг позицию, которую неоднократно
защищали государства-ответчики, согласно которой жалоба по ст. 13 приемлема
лишь тогда, когда факт нарушения защищаемого Конвенцией права уже установлен на
национальном уровне. Суд справедливо указал, что подобная ситуация просто
невозможна, поскольку реально нет органа, в который мог бы с достаточными
шансами на решение дела обратиться заявитель.
Отсутствие "эффективного средства
правовой защиты" в смысле ст. 13 Суд толкует весьма широко. Это не только
отсутствие в государственной системе органа, компетентного рассмотреть
спорную ситуацию, но и бездействие органа, к сфере ведения которого отнесено
рассмотрение вопроса, или бездействие в результате споров о компетенции
различных властей друг с другом.
Суд в этой связи весьма требователен в
оценках надлежащей деятельности соответствующих государственных органов. Так, в
решении по делу "Курт против Турции" (1998 г.), констатируя нарушение
ст. 13, Суд указал: "С учетом, в частности, того, что власти не провели
сколько-нибудь серьезного расследования, Суд находит, что заявительница была
лишена эффективного средства правовой защиты по ее жалобе на исчезновение ее
сына при обстоятельствах, влекущих за собой ответственность властей"[2].
Сложившаяся практика Суда требует, чтобы
средство защиты существовало только в отношении таких жалоб, которые "защитимы"
по Конвенции. Жалобы на основании ст. 13 неприемлемы, если претензии, о
которых в них идет речь, являются явно необоснованными.
Запрещение
злоупотреблений правами (ст.17)
Статья 17 Конвенции гласит: "Ничто в
настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство,
какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой-либо
деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на упразднение
прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в
большей степени, нежели это предусматривается в Конвенции". Этот текст воспроизводит
с небольшим дополнением ст. 30 Всеобщей декларации прав человека. Обе статьи в
чем-то перекликаются с известной формулой времен Французской революции
"нет свободы для врагов свободы".
Статья 17 лишает покровительства Конвенции
отдельных лиц и группы лиц в случае таких их действий, которые направлены на
подрыв или полное уничтожение демократических принципов и свобод, охраняемых
Конвенцией. В первоначальный период деятельности юрисдикционных органов Совета
Европы Комиссия по правам человека на основании ст. 17 отклонила, например,
жалобу по ст. 10 Конвенции, предметом которой был запрет властями программных
документов кандидата на выборах, поскольку они носили откровенно расистский
характер. Комиссия опиралась на ст. 17, когда отклоняла жалобы право- и леворадикальных
организаций на их запрет властями ФРГ (ст. 11 Конвенции — свобода объединений).
В то же время Суд, рассматривая свое
первое дело "Ловлес против Ирландии", отклонил требование
государства-ответчика о применении в отношении заявителя ст. 17, так как он был
причастен к террористической деятельности. Суд посчитал, что, поскольку предметом
жалобы является нарушение ст. 5 п. 3 Конвенции (неоправданно длительное
задержание без доставления к судье), заявитель не может быть лишен гарантий,
предоставляемых этой статьей, равно как и судебных гарантий по ст. 6 Конвенции
(справедливое судебное разбирательство). Таким образом, Суд вывел из сферы ст.
17 все то, что подпадало под действие ст. 5 и 6 Конвенции. Сложилась правовая
позиция, которой последовательно придерживался Суд. Ее основной смысл в том,
что в правовом государстве никто не может быть лишен тех гарантий, которые
предоставляет Конвенция, на стадиях предварительного расследования и судебного
разбирательства.
Случаи обращения судебной практики к ст.
17 достаточно редки.
В январе 1998 г. Суд вынес решение по делу
"Объединенная коммунистическая партия Турции и другие против Турции".
Названная партия была создана 4 июля 1990 г., а уже через десять дней
Генеральный прокурор при Кассационном суде обратился в Конституционный суд с
требованием ее роспуска, с чем Конституционный суд согласился. При
рассмотрении жалобы заявителей в Страсбургском суде на нарушения ст. 11 Конвенции
турецкое правительство потребовало отклонить жалобу на основании ст. 17,
поскольку "эта партия ставит под угрозу основы Конвенции и права, которые
она призвана охранять". Однако Суд не согласился с этим, указав:
"Привлечение к делу ст. 17 излишне; устав и программа Объединенной
коммунистической партии никоим образом не позволяют сделать вывод, что она
использует Конвенцию для деятельности или совершения отдельных действий,
направленных на подрыв прав и свобод, признаваемых Конвенцией"[3].
В том же 1998 г. ст. 17 вновь возникла в так
называемом "петеновском деле"[4].
В 1984 г. газета "Монд" опубликовала подготовленный заявителями
текст от имени Ассоциации в защиту памяти маршала Петена и Национальной
ассоциации Петен — Верден, в котором важное место занимало оправдание и
восхваление коллаборационистской деятельности маршала в 1941—1944 гг.
Национальная ассоциация бывших участников сопротивления обратилась в Суд,
требуя наказания авторов текста в газете "Монд" за апологию
преступлений, совершенных петеновским режимом в сотрудничестве с немецкими
оккупантами, и стремление поставить под сомнение суровый приговор, вынесенный
Петену в 1945 г. В результате долгих хождений по разным судебным инстанциям
дело завершилось символическим наказанием авторов публикации, которые тем не
менее обратились в Страсбург, утверждая, что имело место нарушение свободы
слова, т. е. ст. 10 Конвенции. В ходе судебного разбирательства Правительство
Франции просило отклонить жалобу на основании ст. 17, поскольку "спорная
публикация посягает на дух и смысл Конвенции и основные ценности
демократии". Суд констатировал, что "оправдание пронацистской
политики не может пользоваться защитой ст. 10", но одновременно, ссылаясь
на привходящие обстоятельства (историческая отдаленность событий, наказание,
вынесенное в порядке уголовного производства, что в обстоятельствах дела
представлялось Суду несоразмерным, и т. п.), не только отказался применить ст.
17, но и определил, что имело место нарушение ст. 10. В свете приведенной выше
общей констатации Суда это решение трудно назвать принципиальным, что нашло
отражение в особых мнениях ряда судей.
От "злоупотреблений правами", о
чем говорит ст. 17 Конвенции, следует отличать "злоупотребление правом
подачи жалобы" (ст. 35 п. 3), которое влечет за собой признание жалобы
неприемлемой.
Общие замечания о каталоге прав. В
Преамбуле Конвенции говорится, что она защищает лишь "некоторые" из
прав и свобод человека. И хотя за словом "некоторые" скрывается
достаточно широкий круг прав (тем более что он пополнен дополнительными
Протоколами и толкованием Суда), этот каталог в некотором отношении беднее,
чем, например, Международный пакт о гражданских и политических правах, не
говоря уже о Международном пакте об экономических, социальных и культурных
правах, поскольку создатели Конвенции с самого начала исходили из того, что эти
права не являются ее предметом.
Во многих государствах — участниках
Конвенции, главным образом тех, где действующие конституции приняты сравнительно
недавно, круг прав и свобод, гарантированных этими конституциями, шире, чем
каталог Европейской конвенции. К их числу относится и Конституция Российской
Федерации 1993 г. В ней предусмотрены отсутствующие в Конвенции право на равный
доступ граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4), право на участие
граждан в отправлении правосудия (ст. 32 ч. 5), право убежища (ст. 63 ч. 1),
гарантия права наследования (ст. 35 ч. 4) и др.
Отсутствие в
Конвенции перечисленных прав создает для Суда немалые трудности, и это прежде
всего относится к принципу равенства. Практически при рассмотрении любого дела
в Суде, где в той или иной степени затрагивается этот принцип, ему приходится
обращаться к ст. 14 "Запрещение дискриминации". Суд должен
определить, есть в данных обстоятельствах дела дискриминация или ее нет. Но
если дискриминация — это всегда неравенство, то не всякое неравенство есть
следствие дискриминации. Учет этого различия трудно дается Суду и вызывает
немалые разногласия при решении дел[5].
С неполнотой
каталога прав связано, в частности, наличие в Конвенции ст. 53, согласно
которой ничто в ней не может быть истолковано как ограничение или умаление
любого из прав человека и основных свобод, которые признаны законами
государства-участника или договором, участником которого оно является. Другими
словами, нельзя ссылаться на отсутствие в Конвенции какого-либо права для того,
чтобы поставить под сомнение действительность такого права в национальном
правопорядке государства-участника или требовать на этом основании
ограничительного толкования этого права.
Если оставить в
стороне возможность дополнения каталога прав и свобод, предусмотренных
Конвенцией, путем принятия определенного Протокола к ней (т. е. путем международно-правового
договора), то встает вопрос, является ли этот перечень (каталог) в его нынешнем
виде закрытым. Не следует спешить с утвердительным ответом, хотя он и кажется
очевидным. Деятельность Суда свидетельствует о том, что сам Суд никогда, ни на
какой момент своей деятельности не рассматривал каталог как полностью закрытый.
Принцип иволютивного толкования норм Конвенции "в свете сегодняшнего
дня" (о нем ниже) всегда позволял ему при неизменности текста Конвенции
расширять ее содержание. В целом это положительный процесс, поскольку речь
идет о защите прав человека. Однако он таит в себе и опасности, и к его более
детальной оценке мы вернемся в последующих разделах.
Напомним еще
раз, что за пределами каталога прав предметная компетенция Суда заканчивается.
Суд признает жалобу приемлемой, а следовательно, рассмотрит ее по существу
только при условии, что ее предмет — нарушение какого-либо права (или
нескольких прав и свобод), предусмотренного Конвенцией. Если это условие (ratione materiae по терминологии Суда) не соблюдено, то
жалоба будет объявлена неприемлемой, т. е. не подлежащей рассмотрению по
существу.
Во многих
случаях вопрос о квалификации жалобы в свете ratione materiae больших сложностей не вызывает и решается
уже при первоначальном ознакомлении с жалобой. Однако нередко он требует
достаточно детального рассмотрения и связан с толкованием конвенционной нормы,
которая предполагается нарушенной. Бывший мэр г. Владивостока В. Черепков,
освобожденный 11 декабря 1998 г. Указом Президента РФ от этой должности и не
добившийся отмены этого Указа в высших судебных инстанциях РФ, обратился 16
августа 1999 г. с жалобой в Европейский Суд, утверждая, что в отношении него
была нарушена ст. 3 Протокола № 1 Конвенции "Право на свободные
выборы". Однако Суд в январе 2000 г. принял решение о неприемлемости
жалобы. В обоснование Суд сослался на то, что названная ст. 3 говорит о
"свободном волеизъявлении народа при выборе законодательной власти",
а органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и Уставом
Приморского края к таковым не относятся. В некоторых судебных решениях Суд
ранее прибегал к расширительному толкованию понятия "законодательная
власть", понимая под ним не только парламент, но и иные законодательные
собрания (например, в решении по делу "Матье-Моэн и Клерфейт против
Бельгии", 1987 г.)[6].
В данном случае он прибег к ограничительному толкованию, указав, что это
обусловлено особенностями национальной правовой системы. Жалоба В. Черепкова
была признана ratione materiae неприемлемой.
[1] См.: Решение по делу "Пауэлл и Рейнер против Соединенного Королевства" (1990 г.) // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1. С. 66.
[2] Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. С. 523— 524. Сын заявительницы был арестован военными властями в курдской деревне в ходе проведения антитеррористической операции и после этого бесследно исчез.
[3] Подробнее об этом деле см. раздел V.
[4] См.: Решение от 23 сентября 1998 г. по делу "Ленде и
Изорни против Франции" // Reports. 1998-VII. N 92
[5] См., например: Решение от 27 марта 1998 г. по делу "Петрович против Австрии" // Reports. 1998-П. N 67. Р. 579.
[6] См.: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1. С. 532 и след.