Пояснительная записка

Финансово-экономическое обоснование

Официальный отзыв Правительства

Заключение профильного комитета

Заключение Правового управления Аппарата ГД

Проект федерального закона "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека"

№ 166294-3, вносится депутатами Государственной Думы А.Е. Баранниковым и В.Е. Коптевым-Дворниковым (внесен 26.12.2001, отклонен ГД 23.05.2003)

 

Статья 1. Задачи и

сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок опубликования в Российской Федерации постановлений Европейского суда по правам человека, принятых в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, а также толкований судебных постановлений, принятых в соответствии с Регламентом Европейского Суда (далее - решения Европейского суда по правам человека).

2. Настоящий Федеральный, закон применяется к решениям Европейского суда по правам человека, принятым по межгосударственным делам и индивидуальным жалобам.

3. Для целей настоящего Федерального закона "опубликование решений Европейского Суда по правам человека" означает перевод на русский язык и опубликование решений Европейского Суда по правам человека.

Статья 2.

Порядок перевода на русский язык решений Европейского Суда по правам человека

1. Решения Европейского Суда по правам человека, принятые по делам, в которых стороной является Российская Федерация, подлежат обязательному переводу на русский язык с официальных языков Совета Европы в срок, не превышающий пяти месяцев с момента вынесения по делу окончательного решения.

2. Перевод решений Европейского Суда по правам человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, определенном для перевода международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сроки и порядок перевода на русский язык с официальных языков Совета Европы иных решений Европейского суда по правам человека определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Порядок опубликования решений Европейского Суда по правам человека

1. Решения Европейского Суда по правам человека по делам, в которых стороной является Российская Федерация, подлежат обязательному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации в срок, не превышающий шести месяцев с момента вынесения по делу окончательного решения.

2. Сроки и порядок опубликования иных решений Европейского суда по правам человека определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Финансирование расходов, связанных с опубликованием решений Европейского Суда по правам человека

Финансирование расходов на опубликование решений Европейского суда по правам человека производится из федерального бюджета.

Статья 5. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Президент Российской Федерации

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека"

Проект федерального закона "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека" подготовлен в соответствии со статьей 46 (частью третьей) Конституции Российской Федерации, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Ратифицировав Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, Российская Федерация признала обязательной юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. Согласно статье 46 Конвенции, "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами".

Учитывая их прецедентный характер, решения Европейского Суда имеют, по сути, нормативную силу, общепризнанную в государствах - членах Совета Европы. Гарантирующие права и свободы личности положения Конвенции и Протоколов к ней применяются в странах Сообщества в соответствии с их толкованием, содержащимся в постановлениях Европейского Суда. Как неоднократно отмечалось в решениях Европейского Суда, каждый национальный суд по подсудному ему делу должен применять право Сообщества во всей его полноте и защищать права, которые последнее предоставляет отдельным лицам, а равно отменять любые положения национального права, которые могут ему противоречить.

В то же время применение решений Европейского Суда в Российской Федерации невозможно без их официального опубликования, - как это следует из статьи 15 (части третьей) Конституции Российской Федерации, обязывающей государство официально публиковать любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

По словам Председателя Европейского Суда Люциуса Вильдхабера, "Суд не располагает средствами для обеспечения перевода своих решений на языки государств, подписавших Конвенцию, где французский и английский являются иностранными языками. А это тем более печально, так как система европейской защиты прав человека, без сомнения, не сможет действовать, если судебная практика в Страсбурге не будет известна лицам, практикующих право в государствах, подписавших Конвенцию, в частности судьям" (Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Том 1, стр. IX, Москва, 2000).

С 1959 года Европейским Судом вынесено более 1000 решений, оперативная публикация которых в Российской Федерации в полном объеме в настоящее время невозможна. При этом решения, принимаемые в связи с исками о нарушении Российской Федерацией своих обязательств по Конвенции, приобретут в ближайшее время для Российской Федерации приоритетное значение. Эти решения должны быть официально переведены на русский язык и доведены до сведений законодательных и правоприменительных органов.

Данный проект федерального закона предусматривает обязательное опубликование решений, в которых стороной является Российская Федерация, оставляя вопрос о сроках и порядке обнародования иных решений на усмотрение Правительства Российской Федерации.

Принимая во внимание большой объем решений, представляется достаточным их опубликование в Собрании законодательства Российской Федерации, как это предусмотрено федеральным законом для международных договоров, подлежащих ратификации.

Поскольку правила Регламента Европейского Суда (правило 57 Регламента "А" и правило 59 Регламента "В") позволяют стороне запрашивать толкование судебного решения, проектом закона предусмотрено также опубликование соответствующих толкований, находящихся в прямой связи с решениями Суда.

Проект федерального закона предусматривает расходы из средств федерального бюджета. Однако, с учетом того, что опубликование решений Европейского Суда направлено на приведение правоприменительной практики в полное соответствие с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из участия в Конвенции, данные расходы подпадают под действие статьи 2 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней".

Законопроект внесен по предмету ведения Российской Федерации (статья 71, пункт "в" Конституции Российской Федерации).

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека"

Проект федерального закона "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека" предусматривает расходы из средств федерального бюджета. Данные расходы подпадают под действие статьи 2 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", согласно которой в федеральном бюджете начиная с 1998 года должно быть предусмотрено необходимое увеличение расходов на содержание федеральной судебной системы и пенитенциарной системы, органов юстиции Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации в целях приведения правоприменительной практики в полное соответствие с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из участия в Конвенции и Протоколах к ней.

 

Официальный отзыв Правительства на проект федерального закона № 66294-3 "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека"

Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Проектом устанавливается процедура опубликования в Российской Федерации постановлений вропейского Суда по правам человека, принятых в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней.

Согласно законопроекту применение решений Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) в Российской Федерации невозможно без их официального опубликования, так как согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

Представляется, что это мнение неверно, поскольку решения ЕСПЧ не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее - Конвенция) "... Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда. При этом обязанность исполнения окончательных постановлений ЕСПЧ лежит лишь на государстве, которое является ответчиком по конкретному делу.

В соответствии с пунктом 1 Правила 76 Регламента ЕСПЧ от 4 ноября 1998 г. (далее - Регламент) доступ к вынесенным постановлениям является открытым. С учетом пункта 2 Правила 76 Регламента ЕСПЧ публикация постановлений осуществляется в официальных изданиях ЕСПЧ.

Это не означает, что доступ к решениям должен иметь место в Российской Федерации, напротив, по нашему мнению, этот доступ открыт в архиве ЕСПЧ.

Согласно Правилу 78 Регламента ответственность за публикацию окончательных постановлений ЕСПЧ в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конвенции (включая публикацию официальных сборников избранных постановлений и решений, а также других документов, публикацию которых Председатель ЕCПЧ сочтет целесообразной) возлагается на Секретаря.

Таким образом, опубликование в России решений и постановлений ЕСПЧ не является обязательством Российской Федерации, как участника Конвенции, и не влияет на правовые последствия их исполнения.

Эти решения, по нашему мнению, должны быть общедоступны и публиковаться в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Следует отметить, что в представленных на рассмотрение документах отсутствует надлежащее финансовое обоснование последствий принятия законопроекта, а ссылка в этой связи на статью 2 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" не является бесспорной.

Кроме того, если против Российской Федерации выносится решение по конкретному делу, то существующий механизм, включая функции Уполномоченного Российской Федерации при ЕСПЧ (далее полномоченный), отраженные в Положении об Уполномоченном, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г. № 310 (далее - Положение), позволяет исполнить данное решение, а также проконтролировать его исполнение.

Одновременно Уполномоченный в соответствии с Положением изучает правовые последствия решений Европейской комиссии по правам человека и ЕСПЧ для государств - членов Совета Европы и готовит, с учетом прецедентного права Совета Европы, рекомендации по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики.

Таким образом на данном этапе рассмотрение вопроса о законодательном урегулировании порядка опубликования решений и постановлений Европейского Суда представляется нецелесообразным.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. Христенко

 

Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству на проект федерального закона ? 166294-3 "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека"

Комитет Государственной Думы по государственному строительству рассмотрел проект федерального закона "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека", внесенный депутатами Государственной Думы А.Е. Баранниковым, В.Е. Коптевым-Дворниковым.

Проектом определяется порядок опубликования в Российской Федерации постановлений Европейского Суда по правам человека (далее v Европейский Суд), принятых в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, а также толкований судебных постановлений, принятых в соответствии с Регламентом Европейского Суда. При этом постановления Европейского Суда и их толкования, принятые по делам, в которых стороной является Российская Федерация, подлежат обязательной публикации в установленный законопроектом срок. Сроки и порядок публикации иных решений определяются, согласно проекту, Правительством Российской Федерации.

Концепция законопроекта соответствует статьям 15 (части третья и четвертая) и 46 (часть третья) Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".

Акты Европейского Суда в большинстве своем недоступны возможным пользователям. Использование их правоприменителем фактически невозможно, так как даже имеющиеся переводы не являются официальными и не опубликованы в установленном порядке.

В то же время по законопроекту имеется ряд замечаний.

Так, в ходе дальнейшей работы над проектом представляется необходимым уточнить вопрос о порядке официального перевода на русский язык решений Европейского Суда.

В соответствии с рекомендациями Правового управления Аппарата Государственной Думы следует также обсудить вопрос о целесообразности внесения дополнения в статьи 3, 7 и 8 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в случае принятия данного проекта.

По проекту имеются замечания юридико-технического и редакционного характера. В частности, представляется излишним пункт 3 статьи 1 проекта, так как его содержание полностью дублируется последующими нормами.

Правительство Российской Федерации, а также Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству данный законопроект поддерживают.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека".

 

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 166294-3 "О порядке опубликования в Российской Федерации решений Европейского Суда по правам человека"

Изучив по поручению Совета Государственной Думы от 14 февраля 2002 года представленный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

Согласно статье 44 Конвенции о защите прав человека и основных свобод обязательной публикации подлежат только постановления Суда. Что касается иных документов, в том числе решений о приемлемости или неприемлемости жалоб (статья 45 Конвенции), консультативных заключений по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней (статья 47 Конвенции), а также решений об отказе вынесения консультативного заключения, когда просьба не относится к консультативной компетенции Суда (статья 87 Регламента Европейского Суда), то ни Конвенция, ни Регламент не обязывают осуществлять их публикацию.

В связи с вышеизложенным необходимо изменить название проекта федерального закона: вместо слов "решений Европейского Суда" записать слова "Постановлений Европейского Суда", а также пересмотреть содержание статьи 1 законопроекта.

Предлагаем уточнить редакцию пункта 2 статьи 2 законопроекта, поскольку отсутствует нормативный акт, регламентирующий порядок перевода на русский язык международных договоров Российской Федерации. Там же слова "в соответствии с законодательством Российской Федерации" заменить словами "в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Следует также иметь в виду, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 14 июня 1994 года ? 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", официальное периодическое издание "Собрание законодательства Российской Федерации" публикует федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов. Согласно статье 8 указанного Федерального закона, "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов, ни к одному из которых постановления Европейского Суда по правам человека отнести нельзя. Таким образом, в случае принятия законопроекта потребуется внести соответствующие дополнения в статьи 3 (о сроках опубликования), 7 и 8 вышеназванного Федерального закона.

Начальник Управления В.Б. Исаков

Hosted by uCoz