Реформа совершенно необходима

По мнению председателя Европейского суда по правам человека Люциуса Вильдхабера, реформа данного надзорного механизма в рамках Европейской конвенции о защите прав человека совершенно необходима, даже если это не позволит решить на постоянной основе проблему чрезмерной рабочей нагрузки на Суд в Страсбурге. Председатель Суда полагает, что рассматриваемая реформа не подрывает основополагающего права на индивидуальные жалобы.

Интервью (21.04.2004)

Вопрос: Господин председатель, прошло лишь пять лет после реформы Суда в 1998 году, а ныне Совет Европы готовится к очередной реформе этого органа. Действительно ли в этом есть необходимость?

Луциус Вильдхабер: Да. В результате реформы 1998 года произошло слияние бывшей Комиссии и бывшего Европейского суда по правам человека, но при этом не была изменена суть Конвенции. Сделано это было с целью регулирования потока жалоб, которые обрушились на Страсбург. С тех пор ситуация не улучшилась. Мы сталкиваемся с ежегодным ростом количества новых дел от 25 до 30%. Это означает, что в прошлом году мы получили 38 000 дел, и никаких признаков изменения этой тенденции не проглядывается. Вероятно, в ближайшие два-три года мы будем получать около 50 000 новых жалоб в год, а с этим объемом Суд справиться просто не может. Таким образом, нам надо что-то делать с этой проблемой, которая становится все более серьезной. Лично я еще в 2000 году стал инициатором обсуждения необходимости проведения дополнительной реформы.

Вопрос: Если говорить о предлагаемой реформе, то более жесткий контроль в отношении жалоб вызывает беспокойство у многих ассоциаций, занимающихся правами человека, поскольку они опасаются, что это ограничит право на подачу индивидуальных жалоб. Что бы Вы им ответили?

Луциус Вильдхабер: Это – одно из ряда трудных решений, которые предстоит принять. Все легкие решения уже приняты, и, тем не менее, мы видим, что Суд просто затоплен жалобами. Есть разные возможности. Мы можем удвоить бюджет, но это просто нереалистично. Мы можем продолжать работать, как мы работаем в настоящий момент, но Суд уже сейчас не может обрабатывать жалобы в разумные сроки. Именно поэтому мы должны рассмотреть вопрос о жалобах в принципе, поскольку они касаются самой сути прав человека и это важно для тех, кто выступает за укрепление прав человека на всем европейском континенте. Если мы будем продолжать рассматривать заведомо неприемлемые жалобы, а также те жалобы, которые связаны с вопросами, уже рассматривавшимися нами тысячи раз, это будет нравиться индивидуальному жалобщику, но ни в коей мере не продвинет дело защиты прав человека. Требуется сделать выбор. А как представляется мне, выбор очевиден: мы должны принять решение в отношении приоритетов и не пытаться заявить, что Суд может обработать все жалобы в разумные сроки. Это невозможно.

Вопрос: Считаете и Вы предлагаемую реформу сбалансированной? Не думаете ли Вы, что она в основном нанесет ущерб тем, кто обращается с жалобами, а государствам проблем не создаст?

Луциус Вильдхабер: На это можно ответить по-разному. Во-первых, действительно, именно государства должны соблюдать права человека в своих правовых системах, и мы предпринимаем все усилия для того, чтобы обеспечить выполнение государствами своих обязательств, но ведь у нас нет ни армии, ни полиции. Мы не можем заставить государства поступать так, как мы того пожелаем. Мы должны убедить их в том, что действовать именно таким образом отвечает их собственным интересам. Это мы делали с самого начала, и во многих отношениях нам удалось добиться огромных успехов. Мы должны продолжать работать в этом направлении.

Но я не разделяю вашу точку зрения, что реформа наносит ущерб тем, кто обращается с жалобами, и что не предусмотрено никаких ограничений для государств.

Система, которая практически бесплатна, которая не требует от тех, кто обращается с жалобами, нести какие-либо издержки и которая не заставляет их быть представленными адвокатами – эта система не направлена против лиц, обращающихся с жалобами, так заявлять просто необоснованно. Действительно, в будущем будет требоваться, чтобы те, кто обращается с жалобами, доказывали, что их заявления являются обоснованными. И это законно. На сегодняшний день мы объявляем жалобы заведомо неприемлемыми в 95% случаев. Предлагаемая реформа не направлена против обоснованных жалоб – совсем наоборот. Мы хотели бы иметь возможность получать как можно большее жалоб и соответствующим образом их обрабатывать. В этом – суть будущей реформы.

При этом я хотел бы пояснить, что реформа, пусть даже это и шаг в правильном направлении, не решит всех проблем Суда. Даже после новой реформы Суд будет по-прежнему испытывать перегрузки в работе. Мы будем делать все от нас зависящее для того, чтобы поддерживать эффективность нашей деятельности.

 

Hosted by uCoz