СОВЕТ ЕВРОПЫ
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ
Предварительная
Резолюция ResDH
(2006) 1
«О нарушении принципа правовой определенности
процедурой пересмотра дел в порядке надзора в гражданском судопроизводстве в
Российской Федерации – принятые общие меры и остающиеся вопросы в свете
Постановлений Европейского суда по правам человека по делу Рябых (24 июля 2003
г.) и делу Волкова (5 апреля 2005 г.)
(принята Комитетом Министров 8 февраля 2006 на
955-ой встрече Заместителей Министров
Комитет
Министров, на основании параграфа 2 Статьи 46 Европейской Конвенции о Защите
Прав человека и Основных Свобод (в дальнейшем «Конвенция»);
С
учётом Постановлений Европейского Суда по правам человека от 24 Июля 2003 по
делу Рябых (жалоба Номер 52854/99) и от 5 апреля 2005 по делу Волкова (жалоба Номер 48758/99), предметом
которых являлось рассмотрение жалоб на отмену Президиумами Областных судов
окончательных судебных решений, вынесенных в пользу заявителей путем пересмотра
их дел в порядке надзора в результате принесения протестов Председателями тех
же Областных судов на основании статей 319 и 320 Гражданско-процессуального
кодекса, действовавшего в то время;
Принимая
во внимание, что в Постановлениях от 24 июля 2003 и от 5 апреля 2005 Суд единодушно
пришел к выводу о том, что по этим делам в результате применения процедуры
пересмотра окончательных судебных постановлений в порядке надзора были допущены
нарушения параграфа 1 Статьи 6 Конвенции в виде нарушения принципа правовой определенности, и таким образом, было
ущемлено гарантированное заявителям Конвенцией право на доступ к правосудию;
Напоминая
обязанность, установленную для всех Высоких Договаривающихся Сторон параграфом
1 Статьи 46 Конвенции исполнять постановления Суда, что включает в себя принятие
общих мер, направленных на предотвращение новых нарушений Конвенции,
аналогичных установленным Судом;
Отмечая
необходимость принятия таких мер по возможности незамедлительно в ситуациях
подобных рассматриваемой, поскольку в данном случае выявлена структурная
проблема, которая способна привести к многочисленным подобным нарушениям Конвенции;
На
основании Правил, принятых Комитетом Министров относительно применения параграфа 2 Статьи 46 Конвенции;
Предложил
Российской Федерации проинформировать его относительно мер уже принятых или намеченных
к применению по поводу рассматриваемой ситуации;
Информация, предоставленная Российскими Властями:
Комитет
рассмотрел информацию, предоставленную Российскими Властями относительно мер, принятых, для предотвращения
новых подобных нарушений (данная информация изложена в приложении);
Оценка Комитетом Министров:
Приветствуя
реформу процедуры пересмотра судебных постановлений в порядке надзора,
проведенную со дня введения в действие нового Гражданско-процессуального Кодекса,
вступившего в силу с 1 Февраля 2003;
Отмечая
с удовлетворением, в частности, что некоторые из проблем, приведших к нарушениям,
выявленным в вышеуказанных делах, были таким образом решены, в частности:
- предоставлено право возбуждения надзорной
процедуры только сторонам судебного процесса и физическим или юридическим
лицам, чьи законные права и интересы
нарушены судебными постановлениями (часть 1 Статьи 376);
- ограничен сроком в один год процессуальный
срок на подачу жалобы в порядке надзора (часть 2 Статьи 376);
Констатирует,
тем не менее, что все еще остаются сомнения в том, действительно ли действующая
сегодня процедура пересмотра дел в порядке надзора способна эффективно
предотвращать новые нарушения принципа правовой определенности, гарантированного
Конвенцией;
Отмечает
в этой связи, что, несмотря на положительные изменения, отмеченные выше, действующая
сегодня процедура все еще не позволяет сторонам быть полностью уверенными в
том, что судебные постановления, которые стали окончательными и обязательными
для исполнения, не будут оспорены, и что, в случае подачи жалобы в порядке
надзора, такая неуверенность не будет длиться неопределенный период времени;
Отмечая
с некоторым пониманием, что Российские Власти и существенная часть российского
юридического сообщества считают необходимым временное существование этой
процедуры, поскольку она является действительно реально доступным средством
исправления многочисленные существенные ошибок и недостатков в судебных постановлениях,
выносимых на районном и региональных уровнях;
Комитет
выражает, однако, особое беспокойство тем обстоятельством, что на региональном
уровне часто один и тот же суд действует последовательно как кассационная и
надзорная инстанции по одному и тому же делу. Комитет обращает внимание на то,
что вышестоящий суд должен исправлять все выявленные недостатки в
постановлениях судов низшей инстанции в одном-единственном слушании дела таким
образом, чтобы последующее обращение за помощью к "процедуре пересмотра
судебного постановления в порядке надзораr" являлось действительно
исключительной мерой, если уж без этого нельзя обойтись;
Комитет
обращает внимание на то, что окончательное и обязательное для исполнения
судебное постановление допустимо пересмотреть только при наличии исключительных
обстоятельств, в то время как на деле использованием действующей процедуры
пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений может быть отменено
любое судебное постановление на основании неопределенного круга нарушений материального или процессуального права;
Комитет
подчеркивает, что в эффективной судебной системе ошибки и недостатки в судебных
постановлениях нужно исправлять прежде всего использованием процедуры обычного апелляционного
обжалования и/или рассмотрения дела в кассационной инстанции, после чего судебное
постановление должно становиться окончательным и обязательным для исполнения, что
позволит, таким образом избегнуть последующего риска нарушения права сторон
быть уверенными в окончательности судебного постановления, вынесенного по их
делу;
Комитет
констатирует на основании изложенного, что сведение использования процедуры пересмотра
окончательных судебных постановлений в порядке надзора к случаям, в которых
выявлено наличие действительно исключительных обстоятельств, должно идти одновременно
с совершенствованием судебной системы и повышением качества правосудия, что
приведет к уменьшению потребности в исправлении судебных ошибок, для чего в настоящее время и используется "надзорная"
процедура;
Комитет
приветствует понимание важности этих двух аспектов проблемы в Российском
юридическом сообществе и положительно оценивает продолжающуюся в Российской
Федерации судебную реформу, включая "надзорнуюr" процедуру, которая может
проводиться в сотрудничестве с соответствующими органами Совета Европы,
Комитет
ПРИЗЫВАЕТ Российские Власти в приоритетном порядке провести реформу
гражданского процесса с целью обеспечению полного соблюдения принципа правовой
определенности, установленного Конвенцией, в свете прецедентного права
Европейского Суда;
Комитет
ПОДДЕРЖИВАЕТ Власти в стремлении гарантировать посредством
вышеозначенной реформы, что судебные ошибки должны исправляться в ходе обычного
апелляционного и/или кассационного рассмотрения дела, после чего вынесенное
судебное постановление должно стать окончательным и создать для этого
соответствующим судам все условия и дать им все полномочия для наилучшего
исполнения ими своих обязанностей;
Комитет ПОДДЕРЖИВАЕТ Власти в проведении этой
всесторонней реформы, и в принятии временных мер, ограничивающих, насколько это
возможно, риск новых нарушений Конвенции того же самого рода, что и
рассматриваемые в настоящем случае, в частности:
- в дальнейшем ограничении в
использовании "надзорнойr" процедуры, в особенности путем введения более коротких
сроков подачи жалоб в порядке надзора и ограничения допустимых оснований для
подачи таких жалоб, сводящихся только к самым серьезным нарушениям закона;
- в обеспечении того, что при
использовании "надзорной" процедуры будут соблюдаться требования справедливого
судебного разбирательства, включая принцип состязательности, принцип равенство
рук, и т. д.;
- в упрощении "надзорной"
процедуры в сторону сокращения срока рассмотрения дела в надзорной инстанции;
- в ограничении в максимально возможной
степени количества надзорных жалоб, которые возможно подать по одному и тому же
делу;
- в не допущении рассмотрения в порядке
надзора явно необоснованных жалоб и жалоб, представляющих собой злоупотребление
доступом к правосудию, которые сводятся к дальнейшему замаскированному
обжалованию, вызванному не согласием с оценкой, данной спору по делу судами
низшей инстанции в пределах их компетенции и в соответствии с законом;
- в принятии мероприятий, побуждающих
стороны судебного процесса использовать
все возможности, предоставляемые процедурой рассмотрения дела в кассационной
инстанции, в целях исправления всех предполагаемых судебных ошибок до того, как
судебное постановление станет окончательным и обязательным для исполнения;
Комитет ПРИЗЫВАЕТ компетентные Российские Власти:
- гарантировать доведение текста этой Предварительной
Резолюции до самого широкого круга
органов исполнительной власти, парламента и органов судебной власти;
- представить, в течение одного года, план
действий по принятию и выполнению общих мер, требуемых для предотвращения новых
нарушений принципа правовой определенности;
Комитет НАМЕРЕН возобновить рассмотрение
настоящей проблемы в свете прецедентного права Европейского Суда, в течение
первого полугодия 2007.
Приложение к Резолюции ResDH (2006) 1
Информация,
предоставленная Комитету Министров Властями Российской Федерации в отношении
Постановления Суда по делу Рябых
Меры, уже предпринятые
Власти
отдавали себе отчет в наличии структурной проблемы, которая стала предметом
рассмотрения Судом по делу Рябых, начиная с первых коммуникаций Европейским Судом
жалоб подобного рода Российским Властям. Вследствие этого понимания процедура пересмотра вступивших в
законную силу судебных постановлений в порядке надзора была радикально изменена
введением в действие нового Гражданско-процессуального Кодекса, принятого 14
ноября 2002, то есть за шесть месяцев до вынесения Постановления Суда по делу
Рябых.
Новый
Кодекс (который вступил в силу с 1 февраля 2003), имеет два основных отличия от
старого:
- круг лиц, имеющих право подачи жалоб в
порядке надзора, ограничен сторонами судебного процесса и лицами, чьи законные права и интересы затрагиваются
оспариваемым судебным постановлением (часть 1 Статьи 376);
- период времени, в который возможна подача
жалобы в порядке надзора, ограничен одним годом (часть 2 Статьи 376);
Власти,
кроме того, обеспечили публикацию Постановления Суда по делу Рябых (в переводе
на русский язык) в журнале «Обзор российского законодательства» (Номер 5 (89),
2004), который регулярно рассылается в российские суды и в заинтересованные
органы власти. Постановление было также издано в множестве Российских
юридических журналов и в интернетовских базах данных, и таким образом стало
легко доступно органам власти и общественности.
Российский
Конституционный Суд использовал прецедент, созданный Постановлением суда по
делу Рябых, критически оценив неравенство рук при использовании надзорной
процедуры, предусмотренной Кодексом Административных Правонарушений, поскольку копия
протеста, поданного в порядке надзора прокурором, не была вручена другой стороне
для того, чтобы она смогла представить свои возражения (Определение от
12/04/2005, N 113-O, 3.3-3.4).
Хотя
это решение Конституционного Суда не касается напрямую вопросов гражданского
процесса, что было предметом жалобы по делу Рябых, но показательно стремление
Конституционного Суда принять меры к предотвращению новых нарушений, подобных
нарушениям Конвенции, допущенных в другой области права.
Дальнейшие реформы, которые
предусмотрены
Российские
власти полагают, что новый Кодекс существенно приблизил процедуру пересмотра
вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора к
требованию уважать принцип правовой определенности, как он предусмотрен
Конвенцией. Они признают, однако, что и новый Кодекс не способен решить все
проблемы, и сомневаются относительно того, достаточны ли уже принятые ими меры
для того, чтобы предотвратить новые, подобные уже допущенным, нарушения
принципа правовой определенности.
Российские
власти, таким образом, ответственно отнеслись к предложению Комитета министров
продолжить реформу процедуры пересмотра вступивших в законную силу судебных
постановлений в порядке надзора, и настроены на проведение дальнейших реформ,
которые могут быть признаны необходимыми.
В
контексте этого намерения, Совет Европы и Российские Власти совместно
организовали проведение 21-22 февраля 2005, в Страсбурге, семинара высокого
уровня, с участием представителей Российских Верховных Судов, исполнительных органов
власти, прокуратуры и адвокатуры. Семинар позволил провести важный и
конструктивный обмен мнениями между ведущими представителями юридического сообщества
России и Совета Европы, и дать оценку существующей надзорной практики в области
уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства в свете требований
Конвенции. В результате был отмечен прогресс, достигнутый в преобразовании надзорной
процедуры и обозначены наиболее важные нерешенные вопросы в области гражданского
процесса. Итоговые материалы семинара вместе с другими избранными материалами
изданы на вебсайте Комитета Министры (CM/Inf/DH (2005)
20).
Российские
власти подчеркивают, что успех реформы надзорной процедуры в области гражданского
процесса зависит от параллельно предпринимаемых мер по повышению качества
судебных постановлений, которые выносятся судами первой и второй инстанций. Они
соглашаются, что в эффективной судебной системе, ошибки и недостатки должны,
прежде всего, исправляться обычными процедурами апелляционного и/или кассационного
рассмотрения дела, прежде чем судебное постановление станет окончательным и
обязательным для исполнения. Одна из главных целей проводимой реформы, поэтому состоит
в предоставлении судам достаточных полномочий и создании для них условий для
лучшего исполнения ими своих обязанностей, в результате чего и будет снижаться
потребность в исправлении судебных ошибок путем использованием процедуры
пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора.
Разрабатываемый План действий
Российские
власти обязуются информировать Комитет Министров относительно результатов
продолжающейся работы и предоставить, в течение одного года, свой план действий,
направленных на дальнейшую реформу процедуры пересмотра вступивших в законную
силу судебных постановлений в порядке надзора в Российской Федерации,
нацеленную на приведение ее в полное соответствие требованиям Конвенции в свете
прецедентного права Европейского Суда.