Предварительная Резолюция ResDH (2003) 123
относительно Постановления Европейского Суда по Правам человека
от 15 июля 2002 (вступившего в силу 15 октября 2002)
по делу Калашникова против Российской Федерации

(Принятый Комитетом Министров 4 июня 2003
на 841-м заседании Заместителей  Министров)

 

 

Комитет Министров, в соответствии с параграфом 2 Статьи 46 Конвенции о Защите Прав человека и основных свобод Свобод, с изменениями, внесенными Протоколом Номер 11 (в дальнейшем “Конвенция”),

Рассмотрев Постановление Европейского Суда по Правам человека (“Суд”) от 15 июля 2002 по делу Калашникова, переданное в Комитет Министров, как только оно вступило в силу согласно Статье 44 Конвенции;

Напоминает, что это дело рассмотрено ЕСПЧ по жалобе Номер 47095/99 против Российской Федерации, поданной в Суд 1 декабря 1998 на основании Статьи 34 Конвенции г. Валерием Ермиловичем Калашниковым, гражданином России, и что Суд объявил эту жалобу приемлемой в части того, что:

- заявитель в период времени его содержания в следственном изоляторе, с 1995 по 2000 годы находился в неудовлетворительных условиях содержания, выразившихся в переполнении тюремной камеры и в антисанитарных условиях в ней;

- период времени, проведенный заявителем под  стражей, уже после передачи дела в суд, превысил «разумный срок»;

 

Принимая во внимание, что в Постановлении от 15 июля 2002 Суд единодушно:

 

1. Постановил, что имело место нарушение ст. 3 Конвенции в части неудовлетворительных условий содержания заявителя под стражей до суда, что повлекло ухудшение его здоровья;


2. Постановил, что имело место нарушение ст. 5.3. Конвенции в части чрезмерной продолжительности содержания заявителя под стражей до суда;


3. Постановил, что имело место нарушение ст. 6.1 Конвенции в части нарушения принципа «разумного срока» разбирательства дела по обвинению его в уголовном преступлении;


4. Постановил, что


а) Россия должна выплатить заявителю в течение трех месяцев, отсчитываемых со дня вступление Постановления в силу в соответствии со ст. 44 Конвенции, следующие суммы, конвертированные в валюту Российской Федерации по курсу, действовавшему на день выплаты:


i) 5 000 евро в качестве компенсации морального вреда


ii) 3 000 евро в качестве компенсации судебных расходов и издержек


iii) все налоги, которыми эти суммы могут облагаться.


в) что процентная ставка равна процентной ставке Европейского центрального банка плюс три процента, если требуемая сумма не будет выплачена в срок три месяца.

 

- отклонил остальные требования о справедливой компенсации;

 

На основании того, что в силу параграфа 1 Статьи 46 Конвенции, исполнение Постановлений Суда, включает в себя принятие общих мер, направленных на предотвращение новые нарушения Конвенции, подобных выявленным в Постановлениях Суда;

В особенности, если потребность в принятии таких мер диктуется тем, что Постановление Суда выявило структурные проблемы, которые могут привести к большому количеству подобных нарушений Конвенции;

Комитет Министров предложил Российской Федерации сообщить ему о принятых или предпринимаемых мерах во исполнение Постановления ЕСПЧ по делу Калашникова;

Комитету сообщено, что 17 декабря 2002, в пределах законного срока, Российские Власти выплатили заявителю суммы, взысканные в его пользу Постановлением ЕСПЧ;

Исследовав информацию, предоставленную Российскими Властями относительно мер, которые уже предприняты, принимаются и запланированы на будущее, чтобы предотвратить новые, подобные обнаруженным по делу Калашникова, нарушения (эта информация изложена в Приложении к настоящей Резолюции);

Комитет отмечает, что общие меры, вытекающие из Постановления ЕСПЧ по делу Калашникова близко связаны с продолжающейся реформой уголовного процесса в Российской Федерации и системы мест лишения свободы и приветствует прогресс, уже достигнутый в этом отношении;

Комитет отмечает с особым удовлетворением существенное уменьшение переполнения в местах предварительного заключения (СИЗО) и улучшение санитарных условий в них, что подтверждается свежими статистическими данными, представленными Комитету Российскими Властями (см. Приложение);

Комитет констатирует, однако, что необходимы дальнейшие меры по решению наиболее серьезных структурных проблем, выявленных обсуждаемым Постановлением ЕСПЧ;

Выделяя в особенности важность немедленного принятия Властями мер, по ликвидации переполнение в тех СИЗО, где эта проблема все еще остается (в 57 из 89 российских регионах) и приведению в них санитарных условий к требованиям, соответствующим положениям Конвенции,

Комитет:

ПРИЗЫВАЕТ Российские Власти продолжать и развивать реформы с целью приведения условий содержания всех лиц, содержащихся под стражей до суда в соответствие с требованиями Конвенции, особенно в таких СИЗО, которые напоминают те, в которых содержался Калашникова, чтобы эффективно предотвратить новые, подобные нарушения;

ПРИГЛАШАЕТ Власти продолжать информировать Комитет Министров, относительно мер, проводимых по улучшению ситуации, в особенности, путем предоставления статистики, касающейся переполнения мест заключения и санитарных условий содержания в местах содержания лиц до суда;

РЕШАЕТ исследовать на одном из своих заседаний не позже октября 2004, о дальнейшем прогрессе, достигнутом в деле принятия необходимых мер по  эффективному предотвращению этого вида нарушений Конвенции.

 

Приложение к Резолюции ResDH (2003) 123

Информация, предоставленная Комитету Министров

Властями Российской Федерации
по исполнению Постановления ЕСПЧ по делу Калашникова
 

Что касается условий содержания лиц, содержащихся под стражей до суда, Российские Власти полностью осознают о существовании структурных проблем, выдвинутых на первый план Постановлением ЕСПЧ по делу Калашникова и преисполнены решимости исправлять их в соответствии с обязательствами России, вытекающими из Европейской Конвенции, как изложено в Постановлениях Суда. Это намерение подтверждается, среди прочего, множеством конкретных мер, которые были приняты и до, и после вынесения Постановления ЕСПЧ по делу Калашникова от 15 июля 2002.

Власти обращают внимание, в особенности на две главные реформы, которые уже привели к существенным улучшениям условий содержания лиц, содержащихся под стражей до суда и их постепенного приближения к требованиям Конвенции:

· новый Уголовно-процессуальный Кодекс, который вступил в силу с 1 июля 2002, и привел к значительному сокращению числа взятых под стражу лиц, которым предъявлены обвинения в уголовных преступлениях, в особенности благодаря передаче полномочий принятия решений о заключении под стражу судам и введению более строгих критериев оценки необходимости предварительного заключения до суда. Таким образом, среднее число лиц, помещаемых под стражу в месяц, уменьшилось с 10 000 в 2001 – до 3 700 в сентябре-октябре 2002. В результате, общее число лиц, помещенных под стражу до суда, уменьшилось со 199 000 в октябре 2001 - до 137 000 в октябре 2002, таким образом, значительно снижено заполнение СИЗО;

· принята  Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы", утвержденная Постановлением Российского Правительства от 29 августа 2001, предусматривающая строительство новых СИЗО на 10 130 мест и реконструкцию большинства существующих с целью улучшения, в частности, санитарных условий содержания. В 2002, приблизительно 838 новых мест были уже созданы в СИЗО России.

В результате вышеупомянутых мер площадь, приходящаяся на одного задержанного, была увеличена до 3,46 м. ² к 1 января 2003. Запланированы дальнейшие усовершенствования. В 32 из 89 российских регионах число людей, содержащихся под стражей, находится в пределах норм, предусмотренных для СИЗО.

В ноябре 2002, Министерство юстиции напечатало в своем ведомственном  издании (Vedomosti UIS, n ° 8/2002) те сообщения Европейского Комитета по предотвращению пыток и жестокого обращения лицами, находящимися в местах лишения свободы, которые касаются посещений его сотрудниками мест лишения свободы, находящихся в ведении этого Министерства (то есть СИЗО и тюрем). Власти полагают, что эта публикация будет чрезвычайно полезна для приведения условий содержания лиц, находящихся под стражей до суда в соответсвие к требованиям Конвенции.

Что касается чрезмерной продолжительности предварительного заключения и разбирательства дел лиц, которым предъявлены уголовные обвинения, Российские Власти указали, что новый Уголовно-процессуальный Кодекс способствует предотвращению новых, подобных нарушений, поскольку он наделяет только суды правом помещать под стражу и продлевать сроки содержания под стражей до суда и предусматривает более короткие сроки следствия и судебного разбирательства (см. Статьи 109, 162, 255 УПК РФ).

После вынесения ЕСПЧ Постановления по делу Калашникова, Заместитель Председателя Верховного Суда разослал 5 сентября 2002 циркулярное письмо всем российским региональным и республиканским судам, в котором указано на недопустимость повторения процессуальных нарушений, выявленных Европейским Судом по делу Калашникова. В письме подчеркнуто, что Постановление ЕСПЧ по делу Калашникова является прецедентом, и влечет за собой очень серьезные последствия, поскольку в нем отражена позиция Европейского Суда по важным вопросам, касающимся основных прав и свобод граждан, которым предъявлены уголовные обвинения, включая право на разумный срок судебного разбирательства. В заключение в письме предписано всем судам гарантировать строгое соблюдение сроков, установленных Уголовно-процессуальным Кодексом при  проведении следствия и судебном разбирательстве и не допускать необоснованных задержек.

Власти, кроме того, опубликовали Постановление ЕСПЧ по делу Калашникова (в переводе на русский язык) в официальной российской ежедневной Российской газете (17 и 19 октября 2002), в которой опубликовываются все законы и правовые акты Российской Федерации. Постановление было также издано в множестве российских юридических журналах и интернетовских средствах информации, и таким образом легко доступно властям и публике.

Учитывая это широкое распространение Постановления ЕСПЧ по делу Калашникова и признание его обязательной силы по российскому законодательству, Власти полагают, что решения о помещении граждан под стражу российские суды будут принимать только при наличии действительных и достаточных причин на это, как предусмотрено параграфом 3 Статьи 5, и что судебные разбирательства дел по уголовным обвинениям будут проводиться в пределах разумных сроков, как предусмотрено параграфом 1 Статьи 6 Конвенции.

 

 

Hosted by uCoz