Перевод Финкова Е. В., 25.09.2003 г.

 

ВТОРАЯ СЕКЦИЯ

РЕШЕНИЕ

ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИЕМЛЕМОСТИ

жалобы Номер 65659/01

 

ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПАРТИИ МОРДОВИИ

Против России

 

Европейский Суд по Правам человека (Вторая Секция), заседая 9 сентября 2003 Палатой в  составе:

             г.         J.-P. COSTA, Президент,

             г.         A.B. BAKA,

             г.         GAUKUR JORUNDSSON,

             г.         L. LOUCAIDES,

             г.         C. BIRSAN,

             г.         М. UGREKHELIDZE,

             г.         A. KOVLER, судьи,

и г. Т.L. EARLY, заместитель Секретаря Секции,

Рассмотрел жалобу, поданную 12 сентября 2000,

С учетом меморандума, представленного Государством-ответчиком и отзыва на него, представленного заявителем,

Обсудив, решает следующим образом:

 

ФАКТЫ

Президентская партия Мордовии (" заявитель ") - является общественной организацией, действовавшей в Мордовии, автономной республике в западной центральной России. Она представлена перед Судом президентом, г. Василием Гуслянниковым.

 

A. Обстоятельства дела

Обстоятельства дела, как представлено сторонами, могут быть изложены в итоге следующим образом.

 

1. образование организации заявителя и обращение за перерегистрацией

15 марта 1994 заявитель был зарегистрирован Министерством Юстиции Мордовии как «Республиканская общественно-политическая организация республики Мордовия - Президентская Партия Мордовии».

14 апреля 1995 Государственная Дума приняла новый Федеральный Закон " Об общественных объединениях – (" Закон об организациях ") который вступил в силу 19 Мая 1995. Статья 52 Закона обязала общественные организации, зарегистрированные до 19 Мая 1995 привести устав в соответствие с Законом об Организациях и пройти перерегистрацию до 1 июля 1999.

30 июня 1999 заявитель обратился в Министерство Юстиции Мордовии для перерегистрации. Был представлен Устав, который содержал следующие положения:

 

" 2. Цели партии:

2.1. Целями партии являются:

- содействие формированию свободного демократического общества в Республике Мордовии и России;

- Укрепление российского единства;

- Противодействие сепаратизму Республики Мордовии;

- Укрепление разделения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти;

- Создание сильной исполнительной власти, возглавленной прямо избранным Президентом Республики Мордовии и интегрированной в исполнительную власть Российской Федерации;

- Создание высоко развитой рыночной экономики;

- Борьба за достижение высокой социальной защиты граждан.

С целью достижения этих целей,  партия предпринимает следующие действия:

2.1.1. принимает участие в президентских, парламентских и выборах в местные органы власти в Республике Мордовии,  выбирая и выдвигая кандидатов и содействуя им в их избирательных кампаниях.

2.1.2. разрабатывает программы и инициативы, направленные на повышение профессионализма, оказание помощи членам парламента и членам партии в области экономики, права, управления, средств массовой информации и искусства, чтобы подготавливать и проводить избирательные кампании.

2.1.3. Разработка схемы составления списка кандидатов и продвижения сторонников партии в члены парламента.

2.1.4. Проведение предварительного отбора кандидатов на выборы.

2.1.5. поддержка партийной фракции в парламенте.

2.1.6. Содействие гражданам, общественным и частным организациям, исследовательское и образовательное содействие в их усилиях, совпадающих с целями партии. "

 

30 июня 1999 Министр юстиции Республики Мордовии отказал Заявителю в перерегистрации. Причины были указаны в письме, которое было послано президенту организации в тот же самый день. Министр отметил, что согласно Статья 21 Закона об Организациях и Статье, 1 Закона Республики Мордовия " О приобретении общественным объединением регионального (республиканского) статуса ", для получения статуса "республиканской", Организация, должна иметь отделения в более чем половине районов и городов Республики. Поэтому, для перерегистрации, Организация должна представить документы, доказывающие наличие таких отделений. Заявитель этого не сделал. Министр далее указал на то, что, согласно Статье 12.1 Закона об Организациях, Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Министр заявил, что эти цели отсутствовали в Уставе заявителя.

8 июля 1999 заявитель подал новое заявление о перерегистрации в Министерство Юстиции Республики Мордовии.

Следующее положение было добавлено к Статье 2 Устава организации:

" 2.1. Главной целью Организации является – участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. "

В сопроводительном письме, президент Заявителя указал на необоснованность предыдущего отказа в перерегистрации. Во-первых, он обратил внимание Министра на то, что необходимость провозглашения целей, указанных в Статье 21 Закона об Организациях, распространяется исключительно на международные, общероссийские или межрегиональные общественные организации. Во-вторых, он подвергал сомнению соответствие Закона Республики Мордовии " О приобретении общественным объединением регионального (республиканского) статуса " Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Мордовии, Федеральному Закону об Общественных Организациях и Международному пакту о гражданских и политических правах. В-третьих, он настаивал что, и первая и вторая редакции Устава заявителя содержали положения относительно участия заявителя в политической жизни общества и в выборах.

В письме от 19 июля 1999, Заместитель министра Юстиции Республики Мордовии информировал заявителя, что им пропущен срок для перерегистрации. Заявителю также разъяснили возможность оспорить предыдущий отказ в перерегистрации в судебном порядке.

 

2. Ликвидация партии заявителя

В августе 1999 Министерство Юстиции Республики Мордовии, ссылаясь на статью 52 Закона об Организациях, обратилось в Ленинский Районный суд г. Саранск для ликвидации партии заявителя на том основании, что она не прошла перерегистрацию. Президент заявителя предъявил встречный иск: он жаловался на необоснованность отказа в перерегистрации и просил обязать Министерство Юстиции произвести перерегистрацию.

29 декабря 1999 Ленинский Районный суд Г. Саранск отклонил иск о ликвидации заявителя. Суд исследовал Устав заявителя и указал, что заявитель был намерен принимать участие в президентских, парламентских и выборах в местные органы власти в Республике Мордовии,  выдвигая кандидатов и организуя их кампании. Суд полагал, что эти действия представляют собой " участие в политической жизни общества " и пришел к выводу, что положения Устава заявителя, соответствовали Статье 21.1 Закона об Организациях. Суд далее дал оценку предполагаемому несоответствию заявителя его статусу, в виде отсутствия отделений в более чем половине районов и городов Республики Мордовии. Суд отметил, что это требование, содержащееся в Статьях 14 и 21 Закона об Организациях, распространяется только на всероссийские, межрегиональные и международные общественные организации. Поэтому суд пришел к выводу, что положение Закона Республики Мордовии в части определения статуса Всереспубликанской Общественной организации в зависимости от количества отделений, противоречит Закону об Организациях. Суд заключил, что просьба заявителя о перерегистрации основана на законе, и что отказ в перерегистрации был незаконным и обязал Министерство Юстиции Республики Мордовии, произвести перерегистрацию заявителя.

Министр юстиции Республики Мордовии обжаловало это решение суда.

14 марта 2000 Верховный Суд Республики Мордовии отменил решение суда от 29 декабря 1999 и вынес новое решение. Суд отметил, что суд первой инстанции неправильно оценил положения Устава заявителя, перечисленные в Статье 2.1.1 Устава как " участие в политическо1 жизни общества " с точки зрения Статьи 12.1 Закона об Организациях. Суд заявил, что все цели, перечисленные в Статье 12.1 Закона должны содержаться в Уставе партии. Согласно Уставу заявителя партия была намерена принимать участие в президентских, парламентских и выборах в местные органы власти в Республике Мордовии,  выдвигая кандидатов и организуя их кампании. По мнению суда, заявитель, таким образом, не провозгласил установленные законом цели участия в политической жизни общества, посредством влияния на формирование политической воли граждан и участия в организации и деятельности Государственных и местных органов власти. Суд подтвердил, что Министерство Юстиции законно отказало в перерегистрации заявителя и, в соответствии со Статьей 52 Закона об Организациях, просит ее ликвидировать. Это решение вступило в силу в тот же самый день.

 

3. Разрешение регистрироваться

20 августа 2002, после коммуникации Европейским Судом жалобы Российским властям, исполняющий обязанности председателя Верховного Суда Республики Мордовии по собственной инициативе подал протест в порядке надзора на решение суда от 2000 14 марта.

5 сентября 2002 Президиум Верховного Суда Республики Мордовии удовлетворил протест,  отменил решение от 2000 14 марта и подтвердил решение Ленинского районного суда г. Саранск, вынесенное 29 декабря 1999. Последнее решение суда, объявляющее отказ в перерегистрации незаконным и обязывающее Министерство Юстиции Республики Мордовии зарегистрировать Президентскую Партию Мордовии, вступило в силу.

29 октября 2002 Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Республике Мордовии подало запрос Председателю Ленинскогой районного суда г. Саранск. Оно просило разъяснить порядок исполнения решения суда от 29 декабря 1999. Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Республики Мордовии сообщало, что, в соответствии с законодательными изменениями, оно не может зарегистрировать Президентскую Партию Мордовии, как решил суд. Во-первых, с 17 Мая 2002 компетенция регистрации юридических лиц была передана налоговым органам. Во-вторых, закон " О политических партиях " от 11 июля 2001 изменил необходимые условия для регистрации политических партий, этим условиям Президентская Партия Мордовии не отвечает.

30 октября 2002 Ленинский Районный суд г. Саранск рассмотрел запрос о порядке исполнения решения суда от 29 декабря 1999. Суд согласился с обеими причинами, препятствующими перерегистрации партии на основании решения суда. Суд принял во внимание, что президент заявителя, Василии Гуслянников, согласился на прекращение исполнительного производства, на основании того, что согласно новому закону региональные политические партии не могут быть созданы.

 

B. Уместное внутригосударственное право

 

Федеральный Закон об Общественных Организациях, Номер 82-ФЗ от 19 Мая 1995

 

Статья 52

«Уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с указанным Федеральным законом . . .

Государственная перерегистрация общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года . . .»

 

Статья 12.1

«Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.»

 

ЖАЛОБА

Заявитель жалуется, что отказ в перерегистрации нарушил его право на свободу ассоциаций, гарантируемое Статьей 11 Конвенции.

 

ЗАКОН

Заявитель утверждает, что отказ Властей в перерегистрации его в качестве политической партии не основан на внутригосударственном праве и не был необходим в демократическом обществе. Это нарушило право на свободу ассоциаций, вопреки Статье 11 Конвенции, которая, в применимой части гарантирует:

" 1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, ...

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц ... "

 

Власти ссылаются на изменения, имевшие место после коммуникации жалобы Европейским Судом Российским властям. Они полагают, что права, гарантированные Заявителю Конвенцией восстановлены, так как решение об отказе в перерегистрации было отменено и вынесено решение о перерегистрации. Соответственно, заявитель больше не может утверждать, что является  жертвой предполагаемого нарушения. Власти заявляют, что не имелось никакого нарушения прав заявителя по Статье 11 Конвенции и просят Суд отклонить жалобу, как явно необоснованную и несовместимую с Конвенцией, так как заявитель потерял статус жертвы.

Заявитель отрицает, что его права были восстановлены внутренними решениями, на которые ссылаются Власти. Он указывает на то, что после того как нарушение его прав было подтверждено Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Мордовии, никакого возмещения не было предоставлено. Заявитель утверждает, что Партия не функционировала в течение трех лет и была отстранена от участия в выборах в Парламент Республики Мордовии. Это нарушение не могло быть исправлено запоздалой регистрацией. Кроме того, окончательное решение о восстановлении регистрации заявителя было объявлено не имеющим законной силы Ленинским районным судом г. Саранск 30 октября 2002. Было установлено, и заявитель не оспаривает это, что перерегистрация, несмотря на решение суда, не могла быть реализована заявителем, поскольку региональные политические партии прекратили быть признанными в соответствии с законом. Заявитель поэтому настаивает на том, что он сохраняет статус жертвы.

Суд повторяет, что " решение или мера, благоприятная заявителю в принципе, не достаточны, чтобы лишить его статуса " жертвы " если национальные полномочия не признали, или явно или по существу, нарушение Конвенции и затем не предоставили возмещение " (смотри Amuur v. Франция, решение суда от 25 июня 1996, Сборник Решений и Постановлений 1996-III, с. 846, § 36; Dalban v. Румыния (GC), Номер 28114/95, § 44, ECHR 1999-VI; и Rotaru v. Румыния (GC), Номер 28341/95, § 35, ECHR 2000-V). Только, когда эти условия удовлетворены, субсидиарный характер защитного механизма Конвенции, препятствует дальнейшей проверке жалобы (смотри например. Иенсен и Rasmussen v. Дании (декабрь)., Номер 52620/99, 20 марта 2003).

В рассматриваемом же случае, даже с учетом того, что Постановлением  Верховного Суда Республики Мордовии, было подтверждено, по существу, что свобода ассоциаций заявителя была неоправданно ограничена, Суд полагает, что это не представляет собой адекватное возмещение, как требуется прецедентным правом Суда. Даже если согласиться с тем, что трехлетнее запрещение может в принципе быть исправлено регистрацией, этого не произошло в рассматриваемом деле. Суд отмечает, что условия, которые раньше позволяли заявителю зарегистрироваться как политическая партия, прекратили существовать согласно новому законодательству, и существующее разрешение зарегистрироваться, поэтому априорно лишено любых практических последствий.

Суд поэтому соглашается с заявителем, что аннулирование отказа в перерегистрации заявителя не может рассматриваться как лишение заявителя его статуса жертвы согласно Конвенции.

Суд считает, в свете объяснений сторон, что жалоба касается серьезных проблем факта и права, касающихся Конвенции, рассмотрение которых требует слушания жалобы по существу. Суд считает поэтому, что жалоба не является явно необоснованной в смысле Статьи 35 § 3 Конвенции. Никаких других оснований для объявления ее неприемлемой не было установлено.

По этим причинам, Суд единодушно

Объявляет жалобу приемлемой, без предварительного оценивания ее по существу.

             T.L. EARLY                                                  J.-P. CJSTA

          Заместитель Секретаря                                  Президент

Hosted by uCoz