Калач против Турции

Решение Европейского суда по правам человека

от 1 июля 1997 г.

ФАКТЫ

Обстоятельства дела

7. Господин Фарук Калач, гражданин Турции, 1939 г. р., служил в качестве судьи-адвоката (консультанта военного суда по правовым вопросам) в ВВС. В 1990 г. он служил в звании капитана авиагруппы и возглавлял отдел по юридическим вопросам верховного командования.

8. Приказом от 1 августа 1990 г. Верховный военный совет, в составе премьер-министра, министра обороны, начальника штаба и одиннадцати генералов высшего ранга, принял решение об отставке трех офицеров, включая г-на Калача, и двадцати восьми сержантов за нарушение дисциплины и скандальное поведение. Решение, основанное на положениях раздела 50(с) Закона о военнослужащих, раздела 22(с) Закона о военной юридической службе и ст. 99(е) Руководства по оценке офицеров и сержантов, содержало особую критику в адрес заявителя относительно его поведения, которое «обнаружило его приверженность противозаконным фундаменталистским убеждениям».

9. В решении от 22 августа 1990 г. президент республики, премьер-министр и министр обороны утвердили вышеназванный приказ об отставке, который был вручен заявителю 3 сентября. Министр обороны приказал изъять у заявителя удостоверение социального обеспечения (медицинскую страховку), удостоверение личности военнослужащего и разрешение на ношение оружия.

10. 21 сентября 1990 г. г-н Калач обратился в Верховный административный суд Вооруженных сил с ходатайством об отмене приказа от 1 августа 1990 года и мер, принятых в отношении его министерством обороны.

11. 30 мая 1991 г. Верховный административный суд Вооруженных сил вынес решение об отсутствии у него полномочий для рассмотрения обращения и отмены приказа от 1 августа 1990 года на основании ст. 125 Конституции, которая устанавливает, что решения Верховного военного совета являются окончательными и обжалованию не подлежат. В этой связи суд отметил, что, в соответствии с Законом о военной юридической службе, военные юристы имеют статус военнослужащих. Их принудительная отставка на основании дисциплинарных нарушений регулируется так же, как и в отношении других офицеров.

В своем несогласном мнении три члена суда, находившиеся в меньшинстве, сослались на принцип независимости судебной власти, провозглашенный ст. 139 Конституции. Они высказали мнение, что неприкосновенность гражданских и военных судей, гарантированная данной статьей, составляет lex specialis по отношению к иным положениям Конституции и решение Верховного военного совета, нарушившее данный принцип, вследствие этого подлежит пересмотру Верховным административным судом Вооруженных сил.

Суд, однако, не рассматривал отказ в выдаче удостоверения социального обеспечения заявителю и его семье.

12. 9 января 1992 года жалоба г-на Калача об устранении ошибки была отклонена судом.

Относящееся к делу внутреннее законодательство

А. Конституция

13. Соответствующие положения Конституции гласят:

Ст. 14, п. 1

«Все права и свободы, изложенные в настоящей Конституции, не должны осуществляться с целью нарушения территориальной целостности государства или неделимого единства его народа, угрозы существования Турецкого государства, отмены основных прав и свобод, передачи контроля над государством одному лицу или группе или установления доминирования одного общественного класса над другими, установления дискриминации на основании языка, расы, религии или принадлежности к религиозной секте или установления каким-либо иным образом государственного порядка, основанного на подобных взглядах и мнениях».

Ст. 24

«Каждый имеет право на свободу совести, веры и религиозных убеждений.

Молитвы, богослужения и религиозные обряды проводятся свободно при условии, что они не нарушают положений ст. 14.

Никто не должен быть принуждаем к участию в молитвах, богослужениях и религиозных обрядах или к выражению своих религиозных взглядов и убеждений; и не должен преследоваться из-за его религиозных убеждений и взглядов.

<…>

Никто не должен эксплуатировать или злоупотреблять религией, религиозными чувствами или священными для религии вещами каким бы то ни было образом с целью способствовать созданию социального, экономического, политического или правового строя государства на религиозной основе, хотя бы частично, или с целью обеспечения тем самым политического или личного влияния».

Ст. 125

«Все действия или решения властей могут быть пересмотрены в судебном порядке…

Решения президента республики по вопросам, находящимся в его исключительной компетенции, и решения Верховного военного совета не подлежат судебному пересмотру…».

Ст. 139

«Судьи и прокуроры не могут быть сняты с должности или отправлены в отставку без их согласия раньше достижения возраста, указанного конституцией; они не могут быть лишены своих зарплат, содержания или иных прав, связанных с их статусом, даже в результате упразднения суда или должности.

Остаются в силе исключения, установленные законом относительно судей и прокуроров, осужденных за нарушения, требующие их смещения с должности, и тех, в отношении кого была установлена неспособность выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, и тех, продолжение службы которых было сочтено нежелательным».

Ст. 144

«Надзор за судьями и прокурорами относительно исполнения ими своих обязанностей в соответствии с законами, постановлениями, вспомогательным законодательством и циркулярами (в случае судей — административными циркулярами), расследования в связи с допущенными ими нарушениями при выполнении своих обязанностей или в связи с совместимостью их поведения и взглядов с обязательствами, вытекающими из их положения, расследования в отношении их проводятся судебными инспекторами с разрешения министерства юстиции. Министр юстиции может также попросить провести расследование судью или прокурора, вышестоящего по отношению к судье или прокурору, в отношении которого проводится расследование.

Ст. 145, четвертый абзац

«Организация и функции военных судебных органов, личный статус военных судей и отношения между судьями, действующими в качестве военных обвинителей, и командирами, под чьим начальством они служат, регулируются законом в соответствии с принципами независимости судов и неприкосновенности судей и с требованиями военной службы. Отношения между военными судьями и командирами, под чьим начальством они служат, в связи с их несудебными обязанностями также регулируются законом в соответствии с требованиями военной службы».

B. Закон № 357 («Закон о военной юридической службе»)

14. Раздел 22(с) Закона о военной юридической службе гласит:

«Независимо от продолжительности службы, военнослужащие, продолжение присутствия которых в Вооруженных силах будет сочтено неуместным в связи с нарушениями дисциплины или аморальным поведением по одному из нижеизложенных оснований, установленными в одном или более документах, собранных во время их службы в последнем из присвоенных им званий, подлежат действию положений Турецкого пенсионного закона.

<…>

Если их поведение и выражаемые ими взгляды доказывают, что они придерживаются незаконных мнений».

С. Закон № 926 («Закон о военнослужащих»)

15. Раздел 50(с) Закона о военнослужащих гласит:

«Независимо от продолжительности службы, военнослужащие, продолжение присутствия которых в Вооруженных силах будет сочтено неуместным в связи с нарушениями дисциплины или аморальным поведением по одному из нижеизложенных оснований, установленными в одном или более документах, собранных во время их службы в последнем из присвоенных им званий, подлежат действию положений Турецкого пенсионного закона.

Устав для военнослужащих устанавливает, в компетенцию каких властей входит начало разбирательства, исследование, наблюдение и выводы на основании личного дела и осуществление иных действий и формальностей в таком разбирательстве. Для увольнения офицера, чье дело передано начальником штаба в Верховный военный совет, требуется решение Верховного военного совета».

D. Правила оценки офицеров и сержантов

16. Ст. 99 Правил оценки офицеров и сержантов гласит:

«Независимо от продолжительности службы, процедура принудительного увольнения применяется ко всем военнослужащим, продолжение присутствия которых в Вооруженных силах будет сочтено неуместным в связи с нарушениями дисциплины или аморальным поведением по одному из нижеизложенных оснований, установленными в одном или более документах, собранных во время их службы в последнем из присвоенных им званий:

<…>

(е) если своим поведением и выражаемыми взглядами данный военнослужащий показал, что он придерживается незаконных, подрывных, сепаратистских, фундаменталистских и идеологических политических воззрений или принимает активное участие в распространении таких воззрений».

РАЗБИРАТЕЛЬСТВО В КОМИССИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

17. Г-н Калач обратился в Комиссию 13 июля 1992 года. Ссылаясь на ст. 9 Конвенции, он жаловался на то, что был снят с поста юридического консультанта из-за его религиозных убеждений.

18. Комиссия признала заявление приемлемым 10 января 1995 года. В своем докладе от 27 февраля 1996 года Комиссия выразила единогласное мнение о том, что имело место нарушение ст. 9 Конвенции.

ВОПРОСЫ ПРАВА

I. Существо дела

19. В своих замечаниях Суду заявитель, в дополнение к своей жалобе на нарушение ст. 9 Конвенции, также сослался на ч. 1 ст. 6 в обоснование того, что его дело в связи с предъявленными ему обвинениями не рассматривалось в судебном порядке.

20. Суд отмечает, что последняя жалоба лежит вне рамок данного дела, как оно было обозначено решением Комиссии о приемлемости, так как она не была затронута ни в решении, ни в докладе Комиссии.

Рамки дела, таким образом, ограничены вопросами, относящимися к ст. 9

II. О предполагаемом нарушении ст. 9 Конвенции

A. Предварительные возражения правительства

21. Правительство представило Комиссии предварительные возражения, разделенные на три части, но в изложении фактов Суду оно представило только ту часть, где указывалось, что заявитель не исчерпал возможности защиты своих прав внутри государства, и опустило две другие части, где говорилось о недостаточной компетенции Комиссии ratione materiae и о том, что жалоба заявителя была подана с опозданием. На слушании от 17 февраля 1997 г. правительство представило аргументы, основанные на первой части, и утверждало об отсутствии у Суда компетенции ratione materiae.

Суд полагает, что последнее возражение не требует решения, поскольку было представлено Суду не вовремя в нарушение п. 1 правила 48 Правил Суда А.

22. Аргумент, повторенный в изложении фактов в декабре 1996 г. и в ходе слушания, сводится к тому, что заявитель не указывал на нарушение его прав свободы исповедания при обращении к турецким властям. Правительство также настаивало на том, что в соответствии с принципом, изложенным судом в решении от 15 ноября 1996 г. в решении по делу Ахмета Садика против Греции, заявитель должен был сослаться на ст. 9 Конвенции, которая является неотъемлемой частью законодательства Турции.

23. Как и делегат Комиссии, Суд считает, что довод о том, что заявителем не были исчерпаны внутренние средства защиты, следует отклонить, так как на основании статьи 125 Конституции и решения Верховного административного суда Вооруженных сил от 30 мая 1991 года, решение Верховного военного совета в отношении г-на Калача не могло быть обжаловано в судебном порядке.

B. Рассмотрение жалобы по существу

Заявитель утверждает, что его принудительная отставка с поста военного юрисконсульта явилась нарушением его права на свободу вероисповедания, поскольку она основывалась на его религиозных убеждениях и практике. Он ссылается на ст. 9 Конвенции, которая гласит:

«1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами, публичным или частным порядком, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или свои убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».

Заявитель доказывал, что национальное законодательство не содержит указаний относительно того, как следует понимать выражение «противозаконные фундаменталистские убеждения», на основании которого он был отправлен в принудительную отставку (см. п. 8 выше). Как практикующий мусульманин, он молился пять раз в день и соблюдал пост Рамадана. Документы, представленные правительством в первый раз, когда дело уже находилось на рассмотрении Суда, не являются доказательством приписываемого ему членства в мусульманской фундаменталистской секте сулейманитов (Suleymancilik tarikati), о существовании которой он даже не имел понятия. Более того, решением Верховного военного совета был нарушен принцип неприкосновенности судей, изложенный в статье 139 Конституции.

25. Правительство утверждало, что в основе проблемы лежит вопрос о возможности сохранения членства г-на Калача в Вооруженных силах. Его принудительная отставка не была вмешательством в его свободу совести, религии или вероисповедания, но имела своей целью отстранение от военной юридической службы лица, проявившего недостаточную лояльность к основанию турецкого государства, в частности его светского характера, защищать который входит в задачу Вооруженных сил. Заявитель фактически, если и не формально, принадлежал к секте сулейманитов — общине, известной своими противозаконными фундаменталистскими тенденциями — и участвовал в деятельности сулейманитской общины. Различные документы, приложенные к меморандуму правительства Суду, показывают, что заявитель оказывал ей юридические услуги, участвовал в обучении и в ряде случаев содействовал в назначении на службу членов секты. На основании данных документов Комиссия в составе пяти офицеров из высших эшелонов Вооруженных сил пришла к заключению, что, принимая и исполняя инструкции лидеров секты, капитан группы Калач нарушил воинскую дисциплину и, следовательно, должен быть отправлен в принудительную отставку на основании ст. 50 (с) Закона о военнослужащих. Верховный военный совет основал на этом мнении свое решение, утвержденное верховным командованием и начальником штаба Военно-воздушных сил.

Наконец, возможность исповедовать религию в Вооруженных силах предоставляется в Турции как мусульманам, так и приверженцам иных вер. Однако защитное действие статьи 9 не распространяется, в случае военнослужащего, на его членство в фундаменталистском движении постольку, поскольку деятельность его членов может нарушить иерархическое равновесие в Вооруженных силах.

Комиссия, основывая свое мнение на документах, представленных государством, пришла к выводу, что принудительная отставка заявителя была вмешательством в его права, гарантированные ч. 1 ст. 9, и заключила, что данные положения были нарушены вмешательством на том основании, что оно не было установлено законом в значении п. 2 ст. 9, а также сочла, что соответствующие положения закона не предоставляли адекватной защиты от произвольных решений. Делегат Комиссии заметил, что в подтверждение своих замечаний, направленных Суду, государство представило документы, которые, как оно заявило во время разбирательства в Комиссии, являются «секретными в интересах государственной безопасности». В любом случае, данные документы не подтвердили заявлений о том, что г-н Калач имел какие-либо связи с сектой.

25. Суд подчеркивает, что, несмотря на то, что свобода вероисповедания является прежде всего делом личной совести, она также включает, inter alia, свободу выражать свои религиозные убеждения не только сообща с другими, но и публично в кругу приверженцев этой веры, но также самостоятельно и в частном порядке (см. решение по делу Коккинакиса против Греции от 25 мая 1993 г.). Ст. 9 перечисляет ряд способов выражения своих религиозных убеждений или вероисповедания, такие как богослужение, обучение, совершение религиозных обрядов. Однако ст. 9 защищает не каждое деяние, мотивированное религиозной верой. Более того, пользуясь своей свободой исповедовать религию, лицо должно принимать во внимание свою особую ситуацию.

26. Выбирая военную карьеру, г-н Калач принимал по собственному согласию систему военной дисциплины, которая в силу самой своей природы подразумевает возможность наложения на некоторые из прав и свобод членов Вооруженных сил ограничений, которые не могут быть применены к гражданским лицам (см. решение по делу Энгеля и других против Нидерландов от 8 июня 1976 г.). Государства могут установить для своих армий дисциплинарные правила, запрещающие тот или иной вид поведения, в частности, враждебное отношение к установленному порядку, отражающему требования военной службы.

27. Нельзя отрицать, что заявитель в рамках, установленных требованиями жизни военнослужащих, имел возможность исполнять обязательства, которые представляют собой обычные формы исповедания мусульманской религии. Ему, в частности, разрешалось молиться пять раз в день и выполнять другие религиозные обязанности, такие как соблюдение поста Рамадана и посещение молитвы по пятницам в мечети.

30. Приказ Верховного военного совета был, кроме того, вызван не религиозными взглядами и убеждениями капитана группы Калача или тем, каким образом он выполнял свои религиозные обязанности, но его поведением и выражаемыми воззрениями (см. пп. 8 и 25 выше). По мнению турецких властей, это поведение является нарушением военной дисциплины и принципа светскости [государства].

28. Суд, таким образом, приходит к выводу, что принудительная отставка заявителя не была вмешательством в его право, гарантированное ст. 9, так как она не была вызвана тем, каким образом заявитель исповедовал свою религию.

Таким образом, нарушение ст. 9 не имело места.

ПО ЭТИМ ОСНОВАНИЯМ СУД ЕДИНОГЛАСНО

1. Отклонил предварительные возражения правительства.

2. Постановил, что нарушение ст. 9 Конвенции не имело места.

Совершено на английском и французском языках и оглашено в открытом заседании во Дворце прав человека в Страсбурге 1 июля 1997 г.

 

Hosted by uCoz