Ссылка: http://fidem.narod.ru/iljin.htm

 

Ильин Ю.Д.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Чаще всего в международно-правовой литературе эта тема называется "Международная защита прав человека". Но нужно сказать, что оба эти названия не являются точными. Дело в том, что права человека определяются конституцией конкретного государства, человек - субъект внутреннего правопорядка, всегда им был и навсегда останется. Международное право может влиять на положение человека непосредственно, но только через внутренний правопорядок. Значит, не может быть международного регулирования прав человека в чистом виде.

И уж тем более безосновательно говорить о международной защите прав человека. Защите от кого? От Господа, даровавшего жизнь, или от государства, в котором человек проживает? Нет международно-правовой защиты, поскольку, уступая требованиям момента (моде на эту защиту) и давлению западных стран, большинство государств сделало так, что принятые международные акты содержат в себе положения, которые оставляют правительствам свободу рук в применении норм этих актов. Но отметим общий принцип - государство в лице его органов и должностных лиц само толкует и предоставляет своим гражданам права и свободы, записанные в международных документах. Самый простой пример: СССР ратифицировал Пакты о правах человека (открытые для подписания 16 декабря 1966 г.) 18 сентября 1973 г.; в 1976 г. Пакты вступили в силу, но ряд их положений так и остался по сие время для нас и многих других государств на бумаге. У других стран, в том числе США, которые вообще не приняли Пакты, дело с защитой прав человека обстоит и того хуже.

Если рассматривать положение с правами человека через призму принятых и общеизвестных международных актов, то остается констатировать, что полный стандарт, который там установлен, не применяется ни в одной стране мира. Да и о чем тут говорить, если не обеспечены для огромной части населения мира (в том числе в "передовых" странах) самые основные права - на жизнь, на свободу от голода и на крышу над головой. Все остальные права - производные от указанных трех, а эти три, в свою очередь, - производные от экономического и морально-нравственного состояния общества.

В оценке положения с правами человека в том или ином обществе не может быть единого критерия. Каждый человек рождается и живет в своем обществе, и он счастлив (несчастлив) по-своему. Зададимся простым вопросом: где лучше обеспечены права человека - в США, Саудовской Аравии или Китае? Для ответа нам придется спросить себя: где выше безопасность человеческой жизни, где больше социальная справедливость, где чище морально-психологический климат? И мы неизбежно сделаем заключение, что не нам судить о положении человека в той или иной стране. Пусть каждое общество само обустроит свою жизнь. Никто ему не указ! Ведь несомненно, что папуасу лучше жить в Папуа, китайцу в Китае, русскому в России, а американцу в США. Речь, конечно же, идет о нормальных, а не кризисных условиях жизни. Ясно, что сегодня трудно жить в России, Сербии, Ираке, Сомали, но были времена, когда и там жизнь была по-своему счастливой, а в тех же США в период 20-х годов, когда на Вашингтон обрушивались марши безработных, или в 60-е годы, когда страна бурлила в связи с агрессией во Вьетнаме, - жизнь была далека от счастья.

Наша задача - рассмотреть тот международный стандарт прав человека, который закреплен в основных международных документах и предлагается мировому сообществу в качестве образца.

Стандарт этот закреплен в следующих основных международно-правовых документах: Устав ООН, где мы находим принцип недискриминации людей по признаку расы, языка, религии и пола и призыв к мировому сообществу - сотрудничать в области прав человека; Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой конкретно определяются права и свободы человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах плюс Факультативный протокол к нему (Пакты приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г.); различного рода международные региональные соглашения по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.); в развитие этих документов созданы различные международные органы; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, относящиеся к сфере прав человека: решения многочисленных международных форумов по правам человека.

Международный стандарт прав человека в основе своей предусматривает следующее.

Равенство людей. Нормы международного права утверждают равенство всех людей. В этом состоит основная суть социальной справедливости. Люди по рождению, конечно, отличаются, друг от друга по цвету кожи, расе, полу, языку, религии, политическим и иным убеждениям, по национальному и социальному происхождению, по имущественному положению, образованию и физическим возможностям, но у них есть то общее, Богом данное, что позволяет называться людьми.

Соответственно, Всеобщая декларация прав человека провозглашает: "...все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Признание равных и неотъемлемых прав всех членов человеческого общества "является основой свободы, справедливости и всеобщего мира".

Равенство людей как правовой принцип не зависит от времени, места и обстоятельств. Но равенство это по своему характеру не фактическое, а юридическое. Против юридического равенства не возражает никто. Но равенство это привязано к объективным условиям. Оно должно обеспечиваться законами, применительно к историческому этапу развития общества, но при этом все-таки исходить из того, что социальное равенство людей зависит не от провозглашенных деклараций, а от равной собственности на средства производства.

Основные права человека. Ряд прав, связанных с равенством людей, носит универсальный характер. К ним относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достаточное питание, на справедливое судебное разбирательство, на свободу передвижения, на гражданство, на семью, на владение имуществом, на свободу мысли, совести, религии, убеждений, на труд, на отдых, на образование.

По перечисленным правам какая-либо дискриминация недопустима. Но в жизни возникают особые обстоятельства, когда становится возможной позитивная дифференциация между людьми. Так, не рассматриваются в качестве дискриминации особые льготы и покровительство беременным и кормящим женщинам (Конвенция об охране материнства 1952 г.); беженцам (Конвенция о статусе беженцев 1951, г.); детям и подросткам (Конвенция о правах ребенка 1989 г.); жертвам пыток (Конвенция против пыток 1984 г.); умственно отсталым (Декларация ООН о правах инвалидов 1975 г.); трудящимся-мигрантам (Европейская социальная хартия 1961 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.); расовым и этническим группам на временной основе до достижения ими фактического равноправия (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.).

Любые льготы, как и ограничения, устанавливаются государством только в законодательном порядке.

Говоря о правах человека, следует выделить тот пласт прав, которые люди получили в ходе классовой борьбы и которые не подчеркиваются в международно-правовых документах. Это, прежде всего, право на участие в управлении государством посредством своего парламентского представительства, право на продолжительный оплачиваемый отпуск, на справедливое вознаграждение за труд, на участие в управлении предприятиями, на ограничение сферы частной собственности и, что нужно отметить особо, право на уличные шествия, митинги, демонстрации и забастовки. Именно последняя группа прав позволяет трудящимся корректировать социальную, внутреннюю и внешнюю политику правящих кругов.

Трудящиеся Запада могут быть пассивны в ходе парламентских кампаний и референдумов, но они всегда активны в политической борьбе. Они понимают, что именно через митинги, демонстрации и, при необходимости, стачки можно удовлетворить свои социальные требования, можно непосредственно влиять на деятельность правительств. Возможность такого легального нажима позволяет сохранять в целом социальный мир в странах Запада.

Ограничения прав и свобод находятся в зависимости от специфических условий существования того или иного народа и устанавливаются каждым государством самостоятельно. Однако Всеобщая декларация прав человека ставит для этого ряд условий: ограничения устанавливаются исключительно законом, а закон может приниматься "с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований Морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Предполагается, что ограничения не должны вести к уничтожению прав и свобод, установленных международным правом.

Например, могут вводиться ограничения на участие в профсоюзах и забастовках для лиц из армии, полиции, государственных учреждений; свобода передвижений может ограничиваться в целях "охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других"; свобода религии и убеждений - в целях "охраны общественного порядка, безопасности, здоровья, морали, равно как и основных прав и свобод других"; свобода выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций - по тем же соображениям1.

1   Цит. по: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8); Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12 и 18).

 

Возможны и другие ограничения, когда под угрозой находится жизнь нации. В этом случае, однако, следует объявить чрезвычайное положение. Но и при этом положении нельзя отступать от гарантии права на жизнь, на запрет пыток, от обеспечения права на свободу мысли, совести и религии.

Международный механизм реализации правовых норм в области прав человека не носит пока универсального императивного (обязательного) характера. Государства, согласно решениям ООН, обязаны представлять доклады в Международный комитет по правам человека. Обычный порядок их составления следующий: МИД страны запрашивает компетентные органы (МВД, прокуратуру, Госбезопасность, органы социальной защиты, соответствующие НИИ) о положении дел с правами человека; по получении ответов компилируется доклад, который направляется Генеральному секретарю ООН. В Секретариате ООН составляют сводный доклад о положении дел с правами человека в мире, делают переводы на официальные языки ООН и рассылают его государствам-участникам для сведения. Как видим, эта мера обеспечения прав человека не слишком эффективна. Кроме того, многие страны попросту не представляют никаких докладов в ООН.

К тому же в докладах, представленных в ООН государствами, изложена зачастую не объективная картина, а здорово "подкрашенная", а значит - в них вообще нет большого смысла. Дефект в том, что они делаются закрытым порядком: компетентные органы пишут на запрос МИДа то, что им кажется правильным, а МИД лишь облекает всю информацию в форму, соответствующую требованиям к докладу. Если бы его дубликат хотя бы направлялся в парламент и был доступен СМИ, то, возможно, доклады носили бы более продуманный и объективный характер. Это касается, кстати, и других стран, а не только России.

Некоторые граждане пытаются в индивидуальном порядке направить в ООН жалобы на ущемление своих прав должностными лицами своей страны. Они вольны это делать, но... ООН не вправе претендовать на роль заступника; жалобы, как правило, попадают из ООН к тем, на кого жалуются.

Западноевропейские государства подписали в 1950 г. Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека. По конвенции создан Европейский Суд  по правам человека, который рассматривает споры между участниками Конвенции. Создана также Европейская комиссия по правам человека и, кроме того, - многочисленные общественные организации, которые пытаются взять на себя контроль за положением дел в сфере обеспечения прав человека.

Через организации подобного рода, несомненно, повышается роль общественности.

В некоторых западных странах функционируют международные общественные организации, которые взяли на себя надзор за выполнением международных норм по правам человека в отдельных странах, например, Эмнести Интернэшнл. Трудно отрицать правомерность создания этих организаций, но нельзя не видеть, что по сути своей - это инструменты вмешательства в дела других стран.

Вообще вопросу прав человека придан искусственно острый политический характер. Выше отмечалось, что в соответствии с нормами международного права государство не обязательно выводить свой стандарт обеспечения прав человека на мировой уровень. Оно лишь стремится к этому. Но в политических целях можно поднять мощную кампанию в СМИ против отдельного государства, обвинив его во множестве грехов, если это выгодно тем кругам, в чьих руках находятся эти самые СМИ. Подготавливается общественное мнение "виновного" государства и таким путем достигаются определенные политические цели. Но права человека, как и экономика, культура и прочее, своими корнями уходят в уже сложившийся образ жизни, в национальные традиции. Нельзя их в одночасье приспособить к чему-то чужому, пусть даже лучшему. Права человека - это триада взаимоотношений: человек - общество - государство. Неумеренно потрафляя правам индивида, можно вдруг оказаться в странной компании. Так, Гитлер касательно народов СССР планировал "предоставить простор тем, кто желает пользоваться индивидуальными свободами, избегать любых форм государственного контроля и тем самым сделать все, чтобы эти народы находились на как можно низком уровне культурного развития". Далее он таким образом пояснил свою мысль: "Без ограничения свободы личности любое народное сообщество вскоре распадется! Индивидуум обязан считаться с другими и терпеливо сносить определенные ограничения своих прав; ведь если каждый будет жить как он хочет, то это приведет ... к гибели всего народа"1.

Как правило, общество само определяет допустимый в нем объем прав и свобод человека, а международный стандарт - это ориентир желаемого.

Завершая раздел, хотелось бы указать на общественный недостаток, связанный со сферой прав и свобод человека. Недостаток, почему-то не замечаемый ни в науке, ни в СМИ.

1   Цит. по: Линкер Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск, 1993. С. 187, 482.

 

Еще в начале XX в. великий русский ученый Д.И. Менделеев в своих "Заветных мыслях", касаясь декларирования прав человека, модного в то время не только на Западе, но и в России, писал: "Пресловутая "декларация прав" много бы выиграла в историческом значении, если бы более категорически выставила общие для всех обязанности, кроме простого упоминания о покорности закону и суду"1. Нет смысла говорить о правах, если люди не исполняют свои обязанности перед обществом. Права надо обеспечивать, в том числе и особенно материально. В нищей стране нечем обеспечивать права. А она не может быть иной, если граждане на всех уровнях не исполняют свои служебные и гражданские обязанности.

И еще одно не мешает помнить. Государство всегда было, есть и будет политическим общением граждан. Поэтому нелеп тезис о том, что кого-то надо защищать от государства, от политически общающихся граждан, которые именно своими действиями обеспечивают те права и свободы, которые записаны в конституциях или в международных документах. Человек живет в условиях конкретного общества, и если оно ему почему-то не нравится, он имеет возможность его оставить. Иначе говоря, неплохо было бы обществу иметь некий кодекс поведения человека в сфере общественных отношений. В ряде стран этим занимается церковь или религия, что составляет часть общественно-государственной жизни. Без нравственной основы права человека не могут быть реализованы, ибо сама по себе реализация может оказаться безнравственной, а значит - антиобщественной. Об обязанностях граждан и об общественной нравственности хорошо написал Марк Туллий Цицерон в трактате "Об обязанностях". К этой работе я с удовольствием отсылаю молодых людей, вступающих во взрослую жизнь.

1  Менделеев Д.И. "Заветные мысли". М.: Мысль, 1995. С. 349.

Обсудить в Форуме:

http://narod.yandex.ru/com_forum/?com_id=55336

 

Hosted by uCoz