Министерство финансов

Российской Федерации

Федеральное казначейство

(Казначейство России)

руководитель

ул. Ильинка, 9, Москва, 109097

тел. 298-96-40 факс. 928-00-59

от 06.03.2006   № 42-92-17/846

 

 

 

 

Председателю Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедеву


 

 

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

 

1. Федеральным казначейством проведен анализ судебной практики по гражданским делам, связанным с индексацией выплат на приобретение продовольственных товаров предусмотренных пунктом 13 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - закон).

Необходимо отметить, что складывается достаточно сложная ситуация по исполнению решений судов об индексации выплат в соответствии с вышеупомянутым законом, резолютивная часть которых содержит нормы обязывающего характера по отношению к органам федерального казначейства.

Практика по данной категории дел весьма различна, так например, суды признают ответчиками:

Министерство     финансов     Российской     Федерации     и    взыскивают проиндексированные суммы за счет казны России;

органы социальной защиты населения субъекта Российской Федерации и взыскивают за счет средств федерального бюджета либо казны России;

органы социальной защиты населения муниципальных образований и взыскивают за счет средств федерального бюджета либо казны России;

органы социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, социальной зашиты населения муниципальных образований и обязывают совершить какие — либо действия (произвести индексацию и начисление, включить в списки и т.д.);

органы федерального казначейства и обязывают произвести оплату представляемых списков с включенными проиндексированными в судебном порядке суммами.

В   других   случаях   судами   принимаются   решения   об   отказе   в удовлетворении заявленных требований.

Хотелось бы особенно отметить ситуацию, при которой судами в качестве   ответчиков   по  данной   категории  дел   привлекаются   органы федерального   казначейства,   на      которые   впоследствии   возлагается обязанность по совершению действий. В соответствии с статьей 2 Правил выплаты     ежемесячной    денежной     компенсации     на     приобретение продовольственных   товаров   гражданам,   подвергшимся    воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12. 2004 г. № 907, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2005 г. № 377 для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета,   открытого  получателем   компенсации   в   кредитной   организации). Уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения формирует списки граждан, на основании полученных заявлений, имеющих право на выплату компенсаций и ежемесячно представляет их в территориальный орган   федерального   казначейства,   который   перечисляет   на   основании представленных    списков    средства    федерального    бюджета.    Данным Постановлением не предусмотрен порядок включения в указанные списки сумм проиндексированных и взысканных судом.

Более  того,   исполнение  решений  судов  в  этой   части   органами федерального   казначейства   привело   бы   к   нарушению   постановления Правительства Российской Федерации от 31.12. 2004 г. № 907 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2005 г. № 377) и Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 134н «Об организации в Министерстве Финансов Российской Федерации и Федеральном казначействе работы по финансированию расходов, связанных с реализацией Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона «О социальной защите граждан   Российской   Федерации,   подвергшихся   воздействию  радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и Федерального закона « О социальных    гарантиях    гражданам,    подвергшимся    радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и  введении  отчетности  по  форме  2-РА»,  в соответствии  с  которым начисление  сумм  необходимых  к  перечислению  указанным   в   списках гражданам производится органами федерального казначейства и отражается в соответствующей отчетности.

Так же, в соответствии со статьей 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 05.04.2005 г. № 7 «представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) являются органы социальной защиты населения, которые согласно части 3 статьи 125 ГК РФ уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. То есть в настоящее время определен государственный орган, для выплаты компенсаций, в связи с этим органы федерального казначейства не могут являться ответчиками по делам связанным с индексацией сумм на приобретение продовольственных товаров.

2. В связи с вступлением 1 января 2006 года в законную силу Федерального закона от 27 декабря 2005 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее закон), считаем необходимым, обратить внимание судов на следующие.

В соответствии с законом норма, ранее регламентированная Федеральным законами о бюджете на соответствующий год об исполнение судебных актов и судебных постановлений по искам к Российской Федерации, а также по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, службой судебных приставов не производится, в настоящее время получила свое закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Нововведением настоящего закона стало внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации норм об исполнении судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (ст. 242.2). Так же предусмотрен порядок исполнения судебных актов предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (ст. 242.4) и предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений (ст. 242.5). В предыдущее годы отсутствовали такие нормы закона, что приводило к неисполнению такого рода решений и обращениям взыскателей в суды с заявлениями об обжаловании действий органов государственной власти.

В настоящее время закреплено право взыскателя, обратиться в суд с просьбой о направлении судом исполнительного документа о взыскании присужденных сумм с бюджетополучателя на основании соответствующего заявления (п. 2 ст. 242.1, п.1 ст. 242.3, п.1 ст. 242.4, п.1 ст. 242.5).

В свою очередь при реализации положений закона, Федеральное казначейство в рамках своей компетенции, готово ответить на возникающее на практике вопросы.

 

 

Т. Г. Нестеренко

Hosted by uCoz