Не в силе Бог, а в правде
The God is not in
strength , but in the truth
РОСТОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ROSTOV REGIONAL
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
PUBLIC ORGANIZATION OF
THE INVALIDS
“ТРУДЫ И ДНИ” 6
“TRANSACTIONS AND DAYS”
344045,
Ростов-на-Дону,
344045, Rostov-on-Don
а/я 7696
letter – box 7696
Россия
Russia
ИНН 6163057163 КПП 616301001 Банк: р/с 40703810952090101574
в Юго-Западном Банке
Сбербанка РФ БИК 046015602 К/сч 30101810600000000602 ________________________________________________________________________________
www.rrpoi.narod.ru
от ___10 марта 2005 г. №___9___
на №_________________________
Председателю
Верховного Суда РФ
103289,
Москва, ул. Ильинка, 7/3
ЗАЯВЛЕНИЕ
Уважаемый господин Председатель
Верховного Суда России!
Как Вам известно, 18 января
2005 года состоялся Пленум Верховного Суда РФ, предметом обсуждения которого
было обобщение судебной практики и вынесение
Постановления Пленума Верховного суда РФ о внесении изменении
и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №
35 от 14 декабря 2004 года «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных
Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Сообщение о Пленуме ВС РФ
появилось в «Российской газете» (№ 7 (3676) от 19.01.2005 (стр.2) и на официальном Сайте ВС
РФ в Интернете.
В вышеуказанных источниках
информации указано, что все участники Пленума ВС РФ выступили за утверждение Постановления
Пленума ВС РФ в варианте Проекта
Постановления, заранее разосланного участникам Пленума.
В тех же источниках
информации сообщается, что только представители Правительства РФ в лице Минфина
и Минздравсоцразвития РФ возражали против той части Проекта Постановления
Пленума Верховного Суда РФ, в которой даны рекомендации судам общей юрисдикции
каким образом следует производить индексацию сумм возмещения вреда,
причиненного здоровью инвалидов-чернобыльцев в отношении периода времени,
начиная с 1 января 1997 года.
По нашим сведениям, в
настоящее время над текстом Постановления
Пленума Верховного Суда РФ работает редакционная комиссия, в которой принимают
участие и представители Минздравсоцразвития РФ.
В распоряжении Ростовской
региональной общественной организации инвалидов «Труды и дни» (дальше – РРООИ
«ТиД») имеется копия письма Минздравсоцразвития РФ № 44-МЗ от 7 февраля 2005
года, подписанного Министром Минздравсоцразвития РФ г-ном Зурабовым М. Ю.
Это письмо адресовано Вам,
уважаемый Председатель ВС РФ.
И, судя по имеющейся на
копии отметке, оно поступило в Верховный суд РФ 9 февраля 2005 года (№ вх.
308-5/общ.)
На основании
вышеизложенного, довожу до Вашего сведения следующее:
1. Предметом уставной
деятельности РРООИ «Труды и дни» является защита законных прав и интересов
любого инвалида, проживающего на территории Ростовской области, но, так уж
сложилось, что актив РРООИ «Труды и дни» состоит именно из инвалидов-участников ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому проблемы Чернобыльцев нам хорошо
известны.
2. после ознакомления с письмом Минздравсоцразвития РФ № 44-МЗ от 7
февраля 2005 года, все члены РРООИ «ТиД» испытали шок.
3. оказывается, как следует из этого письма, г-н
Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ, г-н Зурабов М. Ю., отлично отдает себе отчет в
том, что требования инвалидов ЧАЭС об индексации ежемесячных сумм возмещения
вреда, причиненного их здоровью в соответствии с коэффициентами повышения МРОТ
1,581 (с 1.07.2000 г.) и 1,515 (с 1.01.2001 г.), абсолютно законны!
4.
оказывается,
как следует из этого письма, г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ,
г-н Зурабов М. Ю., отлично отдает себе отчет в том, что требования инвалидов
ЧАЭС об индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью
в соответствии уровнем инфляции за период времени с 1 января 1997 г. по 1 июля
2000 г., абсолютно законны!
5. и, тем не менее, в своем письме г-н Федеральный
Министр Минздравсоцразвития
РФ просит Вас принять все возможное к тому, чтобы из текста Постановления
Пленума Верховного Суда РФ эти положения о восстановлении Законных прав и
интересов инвалидов ЧАЭС были изъяты!
6.
в обоснование своей просьбы, как я уже указал выше,
г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ не приводит ни одного правового аргумента.
7. в обоснование своей просьбы, г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ
представил только произведенный им расчет того, какие суммы придется потратить
из федерального бюджета, если назначить инвалидам ЧАЭС выплаты возмещения
вреда, причиненного их здоровью в Законном размере!
8. логика такой просьбы со стороны г-на Федерального
Министра Минздравсоцразвития
РФ изумительна, и, наверное, была бы просто непонятна какому-нибудь среднему
Европейцу (уверен, что г-н Зурабов М. Ю. считает себя именно Европейцем и никак
не иначе).
В то же время, г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ,
если говорить прямо – пишет Вам, уважаемый г-н Председатель Верховного Суда РФ,
следующее:
«Да,
согласен, долгие годы мы инвалидам ЧАЭС недоплачивали положенное им по Закону.
Но примите во
внимание – как много мы им недоплатили, неужто прикажете все это вернуть?»
Как патриот России, с удовольствием повторю – уверен,
что среднему Европейцу такую логику не понять, да и нормальному жителю России,
такая логика дается с трудом.
Выручает знакомство с творчеством Гоголя – ба! Да
никакой перед нами не г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ, это ж Сам их
Благородие г-н Кувшинное Рыло во всем их великолепии.
Почти
двести лет минуло, как он свел знакомство с Николаем Васильевичем, а, поди ж
ты, от Н. В. Гоголя остались только памятники, да литературные произведения, а
Кувшинное Рыло все растет и растет по служебной лестнице . . .
9. возвращаясь от творчества Н. В. Гоголя к основной теме
Заявления - иными словами, г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ,
обратился к Вам, уважаемый г-н Председатель Верховного Суда РФ с просьбой дать
указание редакционной комиссии, работающей над текстом Постановления Пленума
Верховного Суда РФ, в своей работе руководствоваться не Законом, а «понятиями».
10. обращаю Ваше внимание, уважаемый г-н Председатель Верховного Суда РФ
на то, что в судах общей юрисдикции последние 5 лет, представители
Минздравсоцразвития РФ (ранее Минтруда РФ), отнюдь не соглашались, например,
что требования инвалидов ЧАЭС применить коэффициент повышения МРОТ 1,581 с
1.07.2000 г. являются законными. Напротив, в судах и первой и второй инстанций представители Минздравсоцразвития РФ неизменно доказывали
суду, что это требование инвалидов ЧАЭС не законно.
11. в
результате, судебная практика по этому вопросу в различных регионах России
сложилась по-разному. Например, в Ростовской области, суды в подавляющем
большинстве случаев, отказали инвалидам ЧАЭС в применении этого индекса.
И,
напротив, по сведениям, имеющимся у РРООИ «ТиД», например, в Псковской,
Тамбовской областях и некоторых других регионах, суды применили этот
коэффициент. В результате столь различной судебной практики, инвалиды ЧАЭС,
проживающие в Псковской области, в отличие от таких же инвалидов ЧАЭС, но
проживающих в Ростовской области, при прочих равных условиях получают
существенно различающиеся суммы возмещения вреда, причиненного здоровью.
12. уважаемый
г-н Председатель Верховного Суда РФ, как Вам известно, работа Пленума
Верховного Суда РФ в том и заключается, чтобы выработать единый и законный
подход к решению одного и того же вопроса, возникшего в судебной практике.
Но смысл просьбы г-на Федерального Министра Минздравсоцразвития РФ,
изложенная в данном письме заключается, наоборот, в том, чтобы Пленум
Верховного Суда РФ не снял противоречия в судебной практике по этому вопросу, а
закрепил их навечно.
Смысл этой просьбы заключается в том, чтобы размер
возмещения вреда каждого инвалида ЧАЭС зависел в большей степени не от юридически
значимых обстоятельств его дела – размера утраченного им заработка, степени
утраты им трудоспособности, а от юридически безразличного обстоятельства – от того,
в каком регионе посчастливилось (или наоборот, не посчастливилось) проживать
тому или иному инвалиду ЧАЭС.
13. как я указал Выше, г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ не
привел в обоснование своей просьбы ни одного правового аргумента.
В обоснование своей просьбы как я указал Выше, г-н Федеральный
Министр Минздравсоцразвития
РФ ссылается исключительно на то, что, по его мнению, выплата сумм возмещения
вреда, причиненного здоровью инвалидов ЧАЭС, в законном размере вызовет затруднения
в связи со связанными с этим большими расходами федерального бюджета.
14. в связи с этим, уважаемый г-н Председатель Верховного Суда РФ, прошу
обратить внимание на то, что расчет г-на Федерального Министра Минздравсоцразвития
РФ, приложенный к его письму, полон подтасовок, арифметических ошибок и, по сути,
полностью некорректен, и надуман (см. мой Комментарий к этому расчету,
прикладываю его к настоящему Заявлению).
15.
но дело даже не к
некорректности этого расчета, даже если бы он был верен с точностью до копейки,
то и тогда о каких затруднениях в выплате законного размера сумм возмещения
вреда инвалидам ЧАЭС можно вести речь притом, что:
- по сообщениям в «Российской газете» объем золотовалютных запасов в
России превысил 130 млрд. долларов США?
- по сообщениям в «Российской газете» объем Стабилизационного Фонда в
России превысил 700 млрд. рублей?
- по сообщениям в «Российской газете» несколько последних лет
федеральный бюджет России исполняется с профицитом в несколько %% ВВП?
- по сообщениям в «Российской газете» несколько последних лет Россия
производит выплату своего внешнего долга с опережением графика погашения
займов?
16. но дело даже и не в том, что,
совершенно очевидно, что никаких затруднений в выплате законного размера сумм
возмещения вреда инвалидам ЧАЭС не существует.
Для Вас как для юриста,
должен быть понятен следующий вопрос по этому поводу – а как быть с Принципом
Верховенства Права, который Россия обязалась соблюдать, ратифицировав в мае
1998 года Европейскую Конвенцию о правах человека?
Будет ли соответствовать
Принципу Верховенства Права, если Пленум Верховного Суда РФ даст указания судам
общей юрисдикции при рассмотрении дел
инвалидов ЧАЭС руководствоваться не Законом, а «понятиями» об экономической
целесообразности, как это предлагает сделать г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ?
17. обращаю Ваше внимание, уважаемый г-н Председатель Верховного Суда РФ
на то, что, по сути, работа Пленума Верховного Суда РФ по этому вопросу превратилась,
в своеобразную форму судебного процесса, а именно:
– с одной стороны представлены
Правительство РФ, в лице, в частности Минздравсоцразвития РФ,
– с другой стороны, представлены несколько
общественных организация инвалидов ЧАЭС,
вынести свой
вердикт по этому спору предстоит Пленуму Верховного Суда РФ.
Насколько мне известно, со
стороны представителей инвалидов ЧАЭС в этом споре приводятся правовые
аргументы, со стороны Правительства РФ, как мы видим из письма Федерального Министра Минздравсоцразвития РФ, не приведено ни
единого правового аргумента.
18. при таких
обстоятельствах, уважаемый
г-н Председатель Верховного Суда РФ, вынужден довести до Вашего сведения
единодушную оценку этого письма Федерального
Министра Минздравсоцразвития
РФ со стороны членов РРООИ «ТиД» – мы полагаем, что это письмо должно быть с
негодованием расценено как недопустимая в правовом, демократическом обществе,
попытка высокопоставленного Чиновника органа исполнительной Власти,
бесцеремонно вмешаться в отправление Правосудия.
19. г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ настолько уверен, что
имеет право давать бесцеремонные указания даже высшему в России суду –
Верховному Суду РФ, что оформил свои требования официальным письмом на бланке
Федерального Министерства.
20. аналог
такому поведению членам РРООИ «ТИД» видится в деле «СОВТРАНСАВТО ХОЛДИНГ против
Украины», рассмотренном Европейским Судом по правам человека.
Как Вы,
отлично помните, уважаемый г-н Председатель Верховного Суда РФ, в том деле
заявитель в Европейский Суд по правам человека, в частности, жаловался на то,
что во время рассмотрения его спора в украинском Суде, Президент Украины
отправил Председателю Арбитражного Суда Украины официальное письмо, в котором
более чем прозрачно намекнул каким образом надо бы решить этот спор.
Как Вы,
отлично помните, уважаемый г-н Председатель Верховного Суда РФ, в Постановлении
по делу «СОВТАРСНАВТО ХОЛДИНГ» против Украины (жалоба № 48533/99) от 25.07.2002
г., Европейский Суд по правам человека, в частности, заявил:
«80. Наконец, Европейский суд может лишь
установить факт неоднократного вмешательства властей Украины на самом высоком
уровне в разбирательство по делу. Что касается оснований, приведенных властями
Украины в оправдание такого вмешательства, Европейский суд установил, что,
принимая во внимание то, что вмешательство было неоднократным, и то, как оно
осуществлялось (см. выше § 18, 20, 22 и 24), оно несовместимо с требованием
рассмотрения дела "независимым и беспристрастным судом" по смыслу п.
1 ст. 6 Конвенции.
Не проводя оценки какого-либо эффекта
такого вмешательства по отмене судебных решений, Европейский суд установил, что
в данном деле заявитель объективно мог иметь опасения относительно
независимости и беспристрастности суда. Органы исполнительной власти Украины
таким вмешательством проявили, однако, неуважение по отношению к функции
отправления правосудия.»
21. РРООИ «Труды дни» надеется на профессионализм и мудрость и лично Вас, уважаемый г-н Председатель Верховного Суда РФ, и судей Верховного Суда РФ, участников Пленума (принимающих участие в
работе Редакционной Комиссии), и рассчитывает на то, что Вы дадите должную
оценку письму зарвавшегося г-на Федерального Министра Минздравсоцразвития РФ.
22.
тем не менее, РРООИ «ТиД» считает
нужным в заключение сообщить Вам следующее:
а) г-н Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ пишет Вам, что если
решить проблему индексации размера сумм возмещения вреда инвалидов ЧАЭС по
Закону, а не по «понятиям», то это приведет к затруднению в исполнении таких
решений суда, что вынудит инвалидов ЧАЭС в массовом порядке обращаться с
жалобами в Европейский Суд по правам человека, в результате, как он пишет: «. . . сложатся предпосылки для принятия
этим судом неблагоприятных для Российской Федерации решений».
По поводу
этого утверждения, РОООИ «ТиД» доводит до Вашего сведения, что по вопросу, в
частности не применения коэффициента 1,581, в Европейский Суд по правам
человека уже обратились многие сотни инвалиды ЧАЭС.
В числе
обратившихся есть и члены РРООИ «ТиД».
Вышеуказанное письмо Минздравсоцразвития РФ № 44-МЗ от
7 февраля 2005 года незамедлительно будет отправлено в Европейский Суд по
правам человека, с просьбой дать ему оценку с точки зрения соответствия его
гарантиям Европейской Конвенции по правам человека.
б) еще раз - что касается
опасений г-на Федерального Министра Минздравсоцразвития РФ,
что если решить этот вопрос не по «понятиям», а по Закону, то это вызовет
множество обращений инвалидов ЧАЭС в Страсбургский Суд, то РРООИ «ТиД»
полагает, что дело обстоит ровно противоположным образом.
По
твердому убеждению РРООИ «ТиД», если многолетний спор инвалидов ЧАЭС с Минздравсоцразвития
РФ будет, в конце концов, в том числе и благодаря Постановлению Пленума
Верховного Суда РФ, решен именно по Закону (а не по «понятиям», как требует г-н
Федеральный Министр Минздравсоцразвития РФ), то это не только предупредит
подачу новых жалоб, а наоборот понудит многих инвалидов ЧАЭС, уже обратившихся
в Европейский Суд по правам человека, отозвать свои жалобы, по причине того,
что все их проблемы решены на национальном уровне, и оснований продолжать
поддерживать свои жалобы у них уже не осталось.
23. и самое последнее, - уважаемый
г-н Председатель Верховного Суда РФ, РРООИ «ТиД» просит Вас выслать в наш адрес
копию Вашего ответа на письмо Минздравсоцразвития РФ № 44-МЗ от 7 февраля 2005
года.
Конечно
же, лучшим ответом будет само Постановление Пленума Верховного Суда РФ, и, тем
не менее . . ., все же просим выслать нам и Ваш ответ.
Приложение:
24. КОММЕНТАРИЙ письма Минздравсоцразвития
РФ № 44-МЗ от 7 февраля 2005 года, составленный Финковым Е. В. – на 5 листах.
С уважением
Президент РРООИ «Труды и дни» Финков Е. В.
Россия, 344045, г. Ростов-на-Дону, а/я 7696