МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рахмановский пер., 3 Москва, ГСП-4, 127994
Телетайп 485042, факс 504-44-46
e-mail: minzdrav@rosminzdrav.ru
Телефон: 927-28-48
07.02.2005
№ 44-МЗ
|
Председателю Верховного Суда
Российской Федерации
В.М. Лебедеву
|
Уважаемый Вячеслав Михайлович!
18 января 2004 года на Пленуме Верховного
Суда Российской Федерации состоялось обсуждение проекта постановления по
вопросам, связанным с практикой рассмотрения судебными органами дел о
возмещении вреда гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Большинство положений данного проекта
возражений не вызывают. Однако в представленном на рассмотрение участников
Пленума проекте не были отражены предложения, изложенные в совместном письме
Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю.
Зурабова и Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина.
Предлагаемые в проекте
рекомендации об индексации выплат возмещения вреда исходя из
величин минимального размера оплаты труда за период с 1 июля 2000 г. на
коэффициент 1,581 и с 1 января 2001 г. на коэффициент 1,515. потребуют, как
показали расчеты, увеличения ежегодных расходов федерального бюджета на
выплату ежемесячных денежных компенсаций в 1,6 раза (с 2.18 млрд. рублей в
2005 году до 3,64 млрд, рублей), т.е. на 1,45 млрд. рублей в год
дополнительно. Одновременно потребуется изыскать 1,949 млрд, рублей на
исполнение судебных решений в связи с не проведением индексации на указанные
коэффициенты.
Кроме того, потребуется выделение еще более
значительных дополнительных средств федерального бюджета в связи с
предлагаемой в проекте индексацией выплат за период с 1997 г. по 1999 год,
пропорционально росту индексу потребительских цен, суммарный индекс которого
с учетом дефолта 1998 г. равен коэффициенту
3,36.
Осуществление судами двух этих рекомендаций
потребует от федерального бюджета увеличить расходы на выплату сумм
возмещения вреда в 8,6 раза, что потребует ежегодно дополнительных расходов
федерального бюджет в размере 9,71 млрд. рублей. (Расчет прилагается).
Одновременно будет создан прецедент для
индексации за период с 1997 по 1999 г. по уровню роста потребительских цен с
учетом дефолта 1998 года других выплат гражданам, не индексировавшихся в этот
период, и предусмотренных в то время законодательством Российской Федерации.
Рекомендации, предлагаемые проектом
постановления Верховного Суда Российской Федерации, вопреки неоднократным
возражениям Правительства Российской Федерации, нацеливают суды на принятие
решений, во много раз превышающих возможности федерального бюджета по выплате
сумм возмещения вреда, причиненного воздействием радиации.
Принятие данных рекомендаций вызовет новые
массовые обращения в суды о пересмотре уже принятых судебных решений, а также
волну обращений в судебные органы граждан, подвергшихся воздействию радиации,
ранее не требовавших в судебном порядке увеличения выплачиваемых им
компенсаций в возмещение вреда за период с 1997 по 2001 год.
Своевременно исполнить многочисленные
положительные судебные решения по этим вопросам в сроки, определенные
исполнительным законодательством будет крайне затруднительно. Задержка с их
исполнением приведет к новым массовым обращениям в судебные органы с
требованиями об индексации сумм задолженности за время просрочки и принятию
судами решений о дополнительном взыскании средств.
Одновременно, в случаях несвоевременного
исполнения указанных решений возникнут условия для массовых обращений
граждан, подвергшихся воздействию радиации в Европейский Суд по правам
человека. Таким образом сложатся предпосылки для принятия этим судом
неблагоприятных Российской Федерации решений.
Расчет
стоимости рекомендаций предлагаемых к утверждению Пленумом
Верховного Суда Российской Федерации:
А) по вопросу индексации выплат
возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. на коэффициент 1,581 и с 1 января
2001 г. на коэффициент 1,515:
0,845 млрд. рублей х 1,198 х 1, 581 х 1,515 х
1,7 х 1,38 х 1,08 = 6,24 млрд. рублей на 2005 год, (при 2,662 млрд. рублей,
предусмотренных бюджетом),
где: 0,845 млрд. руб. - объем ассигнований
федерального бюджета в 2000 году на выплату сумм возмещения вреда
инвалидам-чернобыльцам;
1,198 - коэффициент индексации данных сумм,
проведенной с 1 января 2001 г;
1, 581 и 1,515 - коэффициенты роста МРОТ с
01.07.2000 и с 1.01.2001;
1,38 - совокупный коэффициент уровня инфляции с
19.06.2002 по 31.12.2004,
1,08 - коэффициент уровня инфляции на 2005 год.
Дополнительные расходы федерального бюджета
составят ежегодно (3,64 млрд.рублей - 2,188 млрд.рублей) = 1,45 млрд. рублей.
Кроме суды потребуют погасить задолженность на
01.01.2006 года за прошлое время в связи с отсутствием индексации в 2000-2001
годах.
0,845 млрд.рублей х 1,581 х 1,98 х 1,515 =
2,425 млрд.руб. - 1,0123 млрд.рубл. = 1,413 млрд.рубл. х 1,38 = 1,949
млрд.руб.
1,0123 - выплачена в 2001 году
1,949 млрд. руб. - задолженность в связи с не
проведением индексации по МРОТ.
Итого: потребуется 2,3 млрд. рублей
дополнительно
Б) по вопросу индексации выплат
возмещения вреда за период с 1997 г. по 1 января 2001:
0,845 млрд.рублей х 3,36 х 1,581 х 1,198 х
1,515 х 1,38 х 1,08 = 12,1 млрд.рубл. - ежегодные расходы на выплату
возмещения вреда с 2005 года с учетом данной индексации - 2, 188 млрд.рублей
= 9,91 млрд.рублей дополнительно, т.е. расходы федерального бюджета
увеличатся в 4,5 раза
1,198 - коэффициент индексации данных сумм,
проведенной с 1 января 2001 г;
1,581 и 1,515 - коэффициенты роста МРОТ с
01.07.2000 и с 1.01.2001;
1,38 - совокупный коэффициент уровня инфляции с
19.06.2002 по 31.12.2004,
1,08 - коэффициент уровня инфляции на 2005 год.
на коэффициент 1,581 и с 1 января 2001 г. на
коэффициент 1.515:
2,188 млрд.руб.- предусмотрено на выплату сумм
возмещения вреда в 2005 году
|