ВАРИАНТЫ ИНДЕКСАЦИИ И
ДОИНДЕКСАЦИИ
1.
индексация по индексу потребительских цен (далее – ИПЦ)
В силу ч.3 ст.5 закона № 1244-1
ЧАЭС –
Государственные пенсии (в том числе пенсии по
инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской
катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат
защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в
Российской Федерации, если не оговорено иное.
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N
179-ФЗ)
суммы ВВЗ подлежат защите от
инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об
индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ.
Часть 3 ст.5 закона
№ 1244-1 ЧАЭС отсылает к закону № 1799-1 (Об индексации), часть 1 ст.1
которого, определяя понятие и цели индексации, устанавливает -
Индексация
- установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений
граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание
покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация
может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного
регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров
пенсий, социальных пособий и так далее).
три варианта ее
применения:
сама индексация, по ИПЦ;
сочетание индексации с пересмотром
уровня ряда выплат;
замена порядка индексации, пересмотром
уровня ряда выплат.
Для индексации
применяется.
Статья
3. Индекс потребительских цен
Для
индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских
цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги
(далее - индекс потребительских цен). Он рассчитывается нарастающим итогом
ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в
результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной,
кооперативной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически
сложившегося уровня потребления за предыдущий год в РСФСР по фиксированному
набору основных потребительских товаров и услуг (без учета товаров и услуг
необязательного пользования).
Наблюдение
за изменением потребительских цен осуществляет специальная государственная служба,
действующая в составе республиканских и местных статистических органов.
Критерий
применения ИПЦ, установлен статьей 4.
Порог
индексации - это индекс потребительских цен, с которого начинается индексация
денежных доходов и сбережений граждан; он устанавливается в размере 6 процентов.
Информация
об индексе потребительских цен ежеквартально публикуется в официальном издании
Верховного Совета РСФСР - "Российской газете".
Шести
процентный порог индексации установлен законодателем как предельно допустимая
величина инфляции, после которой денежные средства теряют существенную часть
своей покупательной способности, что влечет применение механизмов ее восстановления.
Т.к. для сумм ВВЗ законами № 1244-1 ЧАЭС и № 1799-1 (Об индексации) замена индексации по ИПЦ на какой-либо иной метод не предусмотрена, то индексация должна осуществляться с применением ИПЦ, а шести процентный порог гарантирует стабильность уровня выплат.
Таблица индексации по ИПЦ с учетом 6% порога
год |
месяц |
инфляция |
k инфляции |
k инфляции за квартал |
6% порог инфляции |
год |
инфляция |
k инфляции |
k инфляции за квартал |
6% порог инфляции |
1997 |
январь |
102,30 |
1,023 |
|
|
1999 |
108,40 |
1,084 |
|
|
|
февраль |
101,50 |
1,015 |
|
|
|
104,10 |
1,041 |
|
|
|
март |
101,40 |
1,014 |
1,053 |
|
|
102,80 |
1,028 |
1,160 |
1,160 |
|
апрель |
101,00 |
1,010 |
|
|
|
103,00 |
1,030 |
|
|
|
май |
100,90 |
1,009 |
|
|
|
102,20 |
1,022 |
|
|
|
июнь |
101,10 |
1,011 |
1,030 |
1,085 |
|
101,90 |
1,019 |
1,073 |
1,073 |
|
июль |
100,90 |
1,009 |
|
|
|
102,80 |
1,028 |
|
|
|
август |
99,90 |
0,999 |
|
|
|
101,20 |
1,012 |
|
|
|
сентябрь |
99,70 |
0,997 |
1,005 |
|
|
101,50 |
1,015 |
1,056 |
|
|
октябрь |
100,20 |
1,002 |
|
|
|
101,40 |
1,014 |
|
|
|
ноябрь |
100,60 |
1,006 |
|
|
|
101,20 |
1,012 |
|
|
|
декабрь |
101,00 |
1,010 |
1,018 |
|
|
101,30 |
1,013 |
1,040 |
1,098 |
1998 |
январь |
101,50 |
1,015 |
|
|
2000 |
102,30 |
1,023 |
|
|
|
февраль |
100,90 |
1,009 |
|
|
|
101,00 |
1,010 |
|
|
|
март |
100,60 |
1,006 |
1,030 |
|
|
100,60 |
1,006 |
1,039 |
|
|
апрель |
100,40 |
1,004 |
|
|
|
100,90 |
1,009 |
|
|
|
май |
100,50 |
1,005 |
|
|
|
101,80 |
1,018 |
|
|
|
июнь |
100,10 |
1,001 |
1,010 |
1,065 |
|
102,60 |
1,026 |
1,054 |
1,095 |
|
июль |
100,20 |
1,002 |
|
|
|
101,80 |
1,018 |
|
|
|
август |
103,70 |
1,037 |
|
|
|
101,00 |
1,010 |
|
|
|
сентябрь |
138,40 |
1,384 |
1,438 |
1,438 |
|
101,30 |
1,013 |
1,042 |
|
|
октябрь |
104,50 |
1,045 |
|
|
|
102,10 |
1,021 |
|
|
|
ноябрь |
105,70 |
1,057 |
|
|
|
101,50 |
1,015 |
|
|
|
декабрь |
111,60 |
1,116 |
1,233 |
1,233 |
|
101,60 |
1,016 |
1,053 |
1,097 |
При этом, т.к.
правоприменителями была произведена с 01.01.2001г. индексация выплат на
коэффициент 1,198, она должна быть учтена за период с 1 июля 2000г. до 1 января
2001г. (ч.4 п.5 Постановления ВС № 7 от 05.04.2005г.). В этом случае,
индексация на k – 1,097
не производится, т.к. она поглощается коэффициентом 1,198.
2.
индексация по МРОТ
Замена
индексации по ИПЦ на МРОТ устанавливаемый законом, ни ч.3 ст.5 закона №
1244-1 ЧАЭС, ни законом № 1799-1 (Об индексации), для рассматриваемых выплат не
предусмотрена, однако суды вправе провести такую индексацию, если гражданин
обращается за таким порядком индексации, при условии, что за период с 1 января
1997 года до 1 июля 2000 года не производилась индексация по ИПЦ (ч.5 п.5
Постановления ВС № 7 от 05.04.2005г.)
Как следствие, в этом случае применяются изменения МРОТ установленные законом.
Таблица индексации по МРОТ
закон |
дата |
МРОТ |
с какого числа |
k индексации |
№ 6-ФЗ |
09.01.1997 |
83.49 |
01.01.97 |
|
№ 82-ФЗ |
19.06.2000 |
132.00 |
01.07.00 |
1.581 |
|
|
200.00 |
01.01.01 |
1.515 |
1.581 = 132.00 / 83.49; 1515 = 200.00 / 132.00.
КС в ч.1 п.5.3.
Постановления № 11-П, установил,
5.3. Частью третьей статьи 5 базового
Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 12 февраля
2001 года) предусматривалось, что государственные пенсии, пособия, компенсации
и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в
полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации
об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе минимального размера оплаты
труда. …
что рассматриваемые
выплаты защищались от инфляции в полном размере, в том числе на основе МРОТ. Изменения
устанавливаемого законом МРОТ не
осуществляют полную защиту от инфляции, но исходя из того, что МРОТ
является основой для защиты от инфляции, необходимо признать, что на его основе
должна производиться полная защита от инфляции.
Исследования законодательства, указывают на существование механизма полной защиты от инфляции на основе МРОТ.
Как
указывалось выше, часть 3 ст.5 закона № 1244-1 ЧАЭС отсылает к закону № 1799-1
(Об индексации), часть 1 ст.1 которого, определяя понятие и цели индексации,
устанавливает -
Индексация
- установленный государством механизм
увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом
потребительских цен. Цель индексации -
поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений
граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться
иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров
пенсий, социальных пособий и так далее).
Механизм пересмотра уровня оплаты труда, этим законом не раскрыт, он раскрывается в другом законе, использование которого для уяснения этого механизма является общим правилом. В данном случае подлежит применению соответствующее положение статьи 2 Закона № 3891-1 от 13 ноября 1992 года "О минимальном размере оплаты труда" –
Пересчет минимального размера оплаты труда осуществлять с 1 апреля 1993 года один раз в три месяца с учетом изменения цен за истекший
квартал.
Таким образом, пересмотр оплаты труда осуществляется путем перерасчета его правоприменителем.
Хотя основным критерием
индексации является механизм по индексу потребительских цен, что прямо следует
из части 3 ст.5 закона № 1244-1 ЧАЭС, но в то же время аналогичную защиту от
инфляции может осуществлять и перерасчет МРОТ, который ставится в зависимость
от обусловленного инфляцией объективного
процесса изменения цен. Тем самым перерасчет МРОТ, осуществляя полную защиту от
инфляции, является гарантией от обесценивания подлежащих выплате, денежных
средств.
3. индексация по величине прожиточного минимума (далее – ВПМ)
Этот механизм
индексации применяется с 01.01.2001г. – момента проведения последней индексации
(ИПЦ или МРОТ), по настоящее время, по абсолютной ВПМ в РО, т.к. введенный законом
31-ФЗ механизм индексации по прогнозируемому уровню инфляции, устанавливаемому
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, не соответствует
ст.19 и ч.2 ст.52 Конституции РФ.
Нарушение ч.2
ст.52 Конституции РФ – новый механизм индексации не защищает суммы возмещения
вреда от инфляции т.к. прогнозируемый уровень инфляции ниже, чем реальный. Таким
образом, этот механизм индексации не осуществляет полной защиты от инфляции и
как таковой не компенсирует обесценивание денежных средств и приводит к
реальному снижению государственных гарантий полного возмещения вреда (ч.1
ст.1064 ГК).
Нарушение ст.19
Конституции РФ – новому механизму индексации придана обратная сила. Таким
образом, граждане ставятся в неравное положение перед законом и судом, включая
и КС, т.к. значительная часть граждан просудилась за прошлое время по ВПМ.
В настоящее
время, ВС РФ обратился в КС о признании нового механизма индексации по
прогнозируемому уровню инфляции, не соответствующим указанным положениям
Конституции РФ.
В любом
случае, разрешение этой проблемы должно происходить по правовым позициям КС,
изложенным им в Определении № 128-О
от 12.04.2005г. где ч.2 п.3 гласит –
…
Осуществляя выбор подлежащих применению норм, суды должны исходить из того, что
новое правовое регулирование, если оно снижает уровень гарантий и компенсаций,
во всяком случае не может быть распространено на правоотношения, сложившиеся в
период действия прежнего правового регулирования.
Таблица индексации по ВПМ для
соответствующих категорий граждан
Год |
Месяц |
ВПМ для пенсионеров |
Средняя ВПМ за год для пенсионеров |
Год |
Постановления Администрации Ростовской обл. |
Квартал |
ВПМ для пенсионеров |
Средняя ВПМ за год для пенсионеров |
k индексации для
пенсионеров |
00 |
январь |
495 |
|
01 |
№ 179 от 20.04.01 |
1 |
918 |
|
|
|
февраль |
493 |
|
|
№ 352 от 20.07.01 |
2 |
995 |
|
|
|
март |
492 |
|
|
№ 557 от 31.10.01 |
3 |
967 |
|
|
|
апрель |
487 |
|
|
№ 26 от 25.01.02 |
4 |
1030 |
977,50 |
1,94 |
|
май |
498 |
|
02 |
№ 190 от 24.04.02 |
1 |
1176 |
|
|
|
июнь |
526 |
|
|
№ 356 от 25.07.02 |
2 |
1235 |
|
|
|
июль |
521 |
|
|
№ 481 от 22.10.02 |
3 |
1217 |
|
|
|
август |
501 |
|
|
№ 59 от 30.01.03 |
4 |
1284 |
1228,00 |
1,26 |
|
сентябрь |
495 |
|
03 |
№ 231 от 20.05.03 |
1 |
1386 |
|
|
|
октябрь |
500 |
|
|
№ 347 от 01.08.03 |
2 |
1459 |
|
|
|
ноябрь |
506 |
|
|
№ 448 от 21.10.03 |
3 |
1423 |
|
|
|
декабрь |
529 |
503,58 |
|
№ 49 от 29.01.04 |
4 |
1443 |
1427,75 |
1,16 |
|
|
|
|
04 |
№ 177 от 21.04.04 |
1 |
1542 |
|
|
|
|
|
|
|
№ 292 от 22.07.04 |
2 |
1567 |
|
|
|
|
|
|
|
№ 415 от 27.10.04 |
3 |
1554 |
|
|
|
|
|
|
|
№ 32 от 02.02.05 |
4 |
1603 |
1566,50 |
1,10 |
1.94 = [(918+995+967+1030)
/ 4] /
/ [(495+493+492+487+498+526+521+501+495+500+506+529)
/ 12];
1.26 = [(1176+1235+1217+1284)
/ 4] / [(918+995+967+1030) / 4];
1.16 = [(1386+1459+1423+1443) / 4] / [(1176+1235+1217+1284) / 4];
1.10 = [(1542+1567+1554+1603) / 4] / [(1386+1459+1423+1443) / 4].
4. доиндексация до абсолютного ВПМ и реального уровня
инфляции
ВПМ в Ростовской области в 2001 году составил 1,94. Как правило, присуждали 1,25 по данным минтруда области. В п.7 Постановления № 7 от 05.04.2005г., ВС разъяснил –
Сведения
о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для
определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным
правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины
прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской
Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.
Закон № 136-ЗС "О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" был принят только 28.03.2001г. Таким образом, минтруд области был уполномочен рассчитывать ВПМ только с 2001 года, и k 1,25 примененный по информации данной минтрудом области за 2000 год, нелегитимен.
Рост ВПМ в Ростовской области в 2004 году, оказался ниже чем рост инфляции, это связанно с химическими процессами в Администрации области, об этом косвенно свидетельствует рост ВПМ на 16% в первом квартале 2005 года, ну да с этим возможно разберемся попозже.
Прогнозируемый уровень инфляции в соответствии со стратегическими планами Правительства отстает от реалий жизни. И все же, у тех кто попал на химические процессы Администрации области и фантазии Правительства, есть шанс исправиться, доиндексировав суммы до реального уровня инфляции, воспользовавшись правовыми предписаниями КС изложенными в ч.5 п.2 Постановления КС № 11-П от 19.06.2002г. –
Предусмотренные базовым Законом
процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат не требуют от
гражданина доказывания наличия и объема причиненного его здоровью вреда, который
подлежит возмещению. Вместе с тем не исключается возмещение вреда на основе
норм гражданского законодательства, если гражданин обращается за защитой своих
прав в судебном порядке. Возможность выплаты дополнительных сумм по судебному решению наряду с недопустимостью
уменьшения уже установленного размера компенсационных выплат повышают гарантии
защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие чернобыльской
катастрофы.
согласно которым, граждане имеют право на субсидиарную (дополнительную) защиту своего права полного ВВ, и полной защиты от инфляции по нормам ГК (ст.ст. 1064, 318 ГК).
Соответственно:
для ВПМ, с 1 января 2002 года, необходимо ликвидировать возникший разрыв между показателями присужденного и абсолютного, реального ВПМ, путем дополнительной индексации на k – 1,552 для пенсионеров – 1,25 * 1,552 = 1,94;
для ВПМ, с 1 января 2005 года, необходимо ликвидировать возникший разрыв между показателями инфляции и ВПМ, путем дополнительной индексации на k – 1,036 для пенсионеров – 1,10 * 1,036 = 1,14.
Таблица вариантов доиндексации
|
2001 |
2004 |
ВПМ => |
1,94 |
|
присужден k => |
1,25 |
|
добавочный k => |
1,552 |
|
инфляция по РО => |
|
1,14 |
ВПМ => |
|
1,1 |
добавочный k => |
|
1,036 |
О новом порядке индексации
по прогнозируемому уровню инфляции
Т.к. законом №
1244-1 ЧАЭС определено, что Правительство устанавливает порядок индексации, то
необходимо признать, что установление с 19 июня
Как следствие,
применяемый с 1 января 2002 года, за 2001 г., коэффициент индексации не
попадает в сферу нового правового регулирования. Проведенная же судом
индексация по ВПМ за 2002 год, с применением коэффициента 1,26 с 1 января 2003
года, свидетельствует о поглощении этим коэффициентом, коэффициента
прогнозируемого уровня инфляции 1,12 подлежащего применению за период второго
полугодия 2002 года, что находится в
соответствии с приходящимся на первую половину года основным ростом
величины прожиточного минимума и инфляции.
1,125 * 1,12 = 1,26
Где 1,125 –
составляющая коэффициента 1,26 за первое полугодие 2001 года.
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от
25 мая
1. Настоящие Правила определяют
порядок индексации размеров следующих ежемесячных денежных компенсаций и иных
выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, за период с 19 июня
2. Ежемесячные денежные
компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с 19 июня