Обсуждение проекта состоится 07.09.2004 г. в 15 час. 00 мин

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

г.  Москва                                                                     «  »       сентября  2004  г.

 

О внесении изменении и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на  Чернобыльской АЭС»

 

В    связи    с    изменениями    и    дополнениями,     внесенными    в    Закон Российской     Федерации     «О     социальной     защите     граждан,     подвергшихся воздействию     радиации     вследствие     катастрофы     на     Чернобыльской     АЭС» Федеральным     законом     от     12     февраля     2001     г.      № 5-ФЗ,      принятием Конституционным   Судом   Российской   Федерации   по   запросам   и   ходатайству Верховного   Суда   Российской   Федерации   19   июня. 2002    г.    Постановления № 11-П    и    25    марта    2003    г.    Определения    №49-0,    вступлением   в    силу Федерального  закона от  26 апреля  2004  г.   N'31-ФЗ «О  внесении изменений  в статью    5    Закона    Российской    Федерации   «О   социальной    защите    граждан, подвергшихся       воздействию      радиации       вследствие      катастрофы      на Чернобыльской    АЭС»    и    в    статью    2    Федерального    закона    «О    внесении изменений   и   дополнений   в   Закон   Российской   Федерации   «О   социальной защите      граждан,      подвергшихся      воздействию     радиации     вследствие катастрофы    на    Чернобыльской    АЭС»,     а    также    принимая    во    внимание возникшие     в     судебной     практике     неясные     вопросы,      связанные     с определением   размера   возмещения   вреда,    причиненного   здоровью   инвалидов вследствие    катастрофы    на    Чернобыльской    АЭС,     и    с    индексацией    сумм возмещения      вреда,       Пленум      Верховного      Суда      Российской      Федерации постановляет     внести   соответствующие   изменения   и   дополнения    в постановление    от    14    декабря    2000    г.    № 35    «О    некоторых    вопросах, возникающих при рассмотрении дел,   связанных с реализацией инвалидами прав,    гарантированных   Законом    .Российской   Федерации   «и   социальной защите     граждан,      подвергшихся     воздействию     радиации     вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,   изложив его в новой редакции:

«Обсудив материалы проведенного обобщения практики рассмотрения судами дел, связанных с реализацией инвалидами прав, предоставленных им Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Закона Российской Федерации  от   18   июня  19.92г.     3061-1,   Федеральных  законов от  24  ноября 1995 г. № 179-ФЗ, от 11 декабря 1996 г. № 149-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 17 апреля 1999 г. № 79-ФЗ, от 5 июля 1999 г. № 127-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ {ред. 29 декабря 2001 г.), от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, от 6 августа 2001 г. № П0-ФЗ, от 25 июля 2002 г. №116-ФЗ, от 11 декабря 2002 г. №168-ФЗ, с изменениями, внесенными Законом РФ от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ, Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. №150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N'194-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г., 11-П, Федеральными законами от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ и от 26 апреля 2004 г. №31-Ф3 (далее - базовый Закон), Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что у судов возникли неясные  вопросы,   требующие разрешения.

Учитывая      это,       Пленум      Верховного      Суда       Российской Федерации      постановляет     дать  следующие разъяснения:

1.     Имея     в     виду,     что     причинение     вреда     здоровью    в    связи     с катастрофой на Чернобыльской АЭС имело место до 1 марта 1993 г., суды не вправе при рассмотрении данной категории дел применять статьи 1085 - 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующие возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, так как действие этих норм распространяется на прошлое время

только  в  случае,   когда  невозмещенный  вред  был  причинен  до   1  марта  1996 г., но   не   ранее   1   марта   1993   г.    (часть   2   статьи   12   Закона   Российской Федерации

"О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

2. При рассмотрении дел о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, необходимо иметь в виду, что законом, действовавшим на время причинения вреда, не предусматривалась возможность компенсации потерпевшему морального вреда,   нанесенного  этой  катастрофой.

 

3. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, являются органы социальной защиты населения, а также иные государственные органы, которые в соответствии с частью 3 статьи 12 5 ГК РФ уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. №607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации  последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»)

 

4.     Рассматривая    дела    по    искам    инвалидов    о    возмещении    вреда, причиненного   здоровью   в   связи   с   радиационным   воздействием   вследствие чернобыльской     катастрофы    либо     с     выполнением     работ     по     ликвидации последствий    этой    катастрофы,     необходимо    учитывать,     что    с 15   февраля    2001    г.    правоотношения   по   возмещению   вреда   в   указанном случае    регулируются    пунктом    25    части    первой    статьи    14     базового Закона      редакции  Федерального  закона  от   12   февраля  2001   г.   №5-ФЗ)   и статьей    2    Федерального    закона    от    12    февраля    2001    г.     №5-ФЗ     (в редакции  Федерального закона  от 26 апреля 2004 г.   №31-ФЗ) .

В силу названной нормы базового Закона возмещение вреда гарантируется выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме,   размер которой зависит только от группы инвалидности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-Ф3) граждане, которым до 15 февраля 2001 г. (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ) были назначены суммы возмещения вреда здоровью, также имеют право на получение данной ежемесячной денежной компенсации. Однако, если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ), не достигает ранее назначенной инвалиду суммы возмещения вреда, то он имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с данной катастрофой, частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-Ф3) предоставлено право на получение ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты.

Абзац пятый пункта  4 проекта

До вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31 -ФЗ части первая и вторая названной выше нормы предусматривали ограничение ежемесячных выплат максимальным размером, равным 10000 рублям. Однако это ограничение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 42 и 55 (часть 2) , Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №11-П {пункт 3 резолютивной части). Согласно этому Постановлению, впредь до внесения соответствующих изменений в действующее    законодательство,     лицам,     которым    возмещение    вреда    было установлено исходя из заработка, обеспечивалась выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, предусмотренных Федеральными законами «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» и «О бюджете фонда социального страхования на 2002 год»   (часть  1  статьи 16).

Таким образом, указанное в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации ограничение максимального размера ежемесячных сумм распространялось на всех инвалидов, получавших возмещение вреда здоровью до 15 февраля 2001 г., а также на семьи, потерявшие кормильца, которым ежемесячная денежная сумма была назначена после этой даты,   независимо от времени их обращения в суд.

Вариант пятого абзаца пункта  4 проекта

До вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ части первая и вторая названной выше нормы предусматривали ограничение ежемесячных выплат максимальным размером, равным 10000 рублям. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №11-П, признавшему эту норму не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 42 и 55 (часть 2), впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство размер суммы возмещения вреда, определенный исходя из заработка, ограничивался пределами, установленными Федеральными законами «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» и «О бюджете фонда социального страхования на 2002 год»   (часть   1   статьи  16).

Исходя из части 1 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» установленное указанной нормой ограничение, признанное неконституционным, утратило силу с   19 июня  2002  г.   и с этого момента не подлежало применению.

 

5. В соответствии с частью 3 статьи 5 базового Закона {в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

При рассмотрении дел об индексации названных сумм эа период с февраля 1997 г. и до 15 февраля 2001 г. необходимо иметь в виду следующее.

Суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г., поскольку в указанный период этот показатель не изменялся (Федеральные законы от 9 января 1997 г. № 6-ФЗ и от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ) . Суд не вправе также проиндексировать эти суммы на основании статьи 3 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан» исходя из индекса роста потребительских цен, так как в данный период времени ассигнования из федерального бюджета на указанные цели не производились.

Вариант второго предложения третьего абзаца пункта 5 проекта Вместе с тем, исходя из части 3 статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ) , предусматривавшей защиту от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений' граждан, суд вправе проиндексировать эти суммы    с    учетом    индекса    роста     потребительских    цен,     установленного статьей 3 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан» от 24 октября 1991 г. №1799-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24  декабря  1993 г.   №2288) .

Четвертый абзац пункта 5 проекта

'Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 июля 2000 г. до 15 февраля 2001 г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации». Индексация указанных сумм за данный период времени в соответствии со статьей 1 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан» должна производиться с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-Ф3 «О минимальном размере оплаты труда». Следовательно, суммы возмещения вреда подлежали индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 р. с учетом  коэффициента,   равного 1,515   (200:132).

Вариант второго предложения четвертого абзаца пункта 5 проекта Индексация         указанных         сумм         за         данный         период         времени должна     производиться     на     основании     статьи     3     Закона     РСФСР     «Об индексации денежных      доходов   и   сбережений   граждан»         исходя  из индекса    роста потребительских цен.

 

6.   В  соответствии с частью третьей статьи 2  Федерального  закона от 12    февраля   2001   г.    №5-ФЗ   суммы   ежемесячных   выплат,    предусмотренных частями   первой   и   второй   этой   нормы,  подлежали ежегодной   индексации пропорционально    росту    величины    прожиточного    минимума    в    целом    по Российской   Федерации.    Несмотря   на   то,    что   указанная   норма   вступила   в силу 15 февраля 2001 г., первая       ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла  быть   произведена  только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 г. и до вступления                                                         в силу Федерального  закона от 26 апреля 2004  г. № 31-Ф3.

 

7.   В  соответствии с  частью третьей  статьи  2  Федерального  закона  от 12   февраля   2001   г.    № 5-ФЗ       редакции   Федерального   закона   от 26 апреля 2004 г. № 31-Ф3)  ежемесячная денежная компенсация инвалидам, назначенная в размере сумм возмещения вреда здоровью, определенных до 15  февраля  2001   г.,   а  также  ежемесячная  денежная  сумма семьям, потерявшим кормильца,  назначенная  после     15  февраля  2004  г., подлежат ежегодной индексации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным   законом   о   федеральном   бюджете   на   очередной   финансовый   год в   порядке,    определяемом  Правительством   Российской   Федерации. В таком же  порядке   индексируется   и   ежемесячная   денежная   компенсация,    размер которой определен в зависимости от группы инвалидности (статья  1 Федерального закона от 26 апреля 2004  г.   №31-Ф3).

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. №31-Ф3 также придал обратную силу нормам о ежегодной индексации исходя из уровня инфляции ежемесячных компенсационных денежных сумм, выплачиваемых инвалидам (в случае смерти инвалидов находившимся на иждивении указанных лиц нетрудоспособным членам семьи), а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой.

В силу статьи 3 данного Закона размеры ежемесячных выплат, в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности, в твердой сумме в размере назначенных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда, денежных сумм, определенных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты   {пункт 25   части первой статьи  14  базового Закона в редакции Федерального закона от     12     февраля     2001     г.     №5-ФЗ,     части    первая    и    вторая    статьи    2 Федерального закона   от   12   февраля  2001   г.   № 5-Ф3  в  редакции  Федерального  закона  от 26   апреля   2004   г.   №31-Ф3),        индексируются  с  19 июня  2002  г.   с  учетом инфляции,     установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002г. №17б-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» в порядке,   определяемом Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении данной категории дел после вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ необходимо иметь в виду следующее:

если до вступления в силу названного Федерального закона указанные выше ежемесячные компенсационные суммы были проиндексированы и выплачены с учетом ежегодного роста прожиточного минимума органами, производящими их выплату, на основании решения суда или в добровольном порядке, образовавшаяся в связи с этим переплата не может быть взыскана с граждан либо учтена в счет будущих платежей, поскольку на время индексации такая возможность допускалась на основании редакции действовавшего в данный период базового Закона с учетом положений, закрепленных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от  19 июня 2002 г.   №11-П;

если проиндексированные исходя из роста прожиточного минимума ежемесячные суммы не были выплачены либо выплачены пострадавшим частично до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ, то размер этих сумм и сумма задолженности в части, образовавшейся до 29 мая 2004 г., могут быть пересмотрены с учетом уровня инфляции за 2002 и 2003 годы, установленного соответственно Федеральными законами от 30 декабря 2001 г. №194-ФЗ и от 24 декабря 2002 г. №17 6-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

выплата гражданам задолженности по индексации с учетом уровня инфляции всех ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью за 2002-2004 годы должна производиться в течение 2005-2006 годов   в   порядке   и   на   условиях,   определяемых   Правительством   Российской Федерации;

правила, установленные в статье 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-Ф3 об отсрочке выплаты задолженности по индексации ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда здоровью за 2002-2004 годы, не распространяются на задолженность, образовавшуюся по иным основаниям, в том числе в связи с неправильным определением размера ежемесячных компенсационных и иных предусмотренных базовым Законом выплат.

Вступившие в законную силу до 29 мая 2004 г. решения судов об индексации ежемесячных компенсационных выплат в возмещение вреда исходя из прожиточного минимума и взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности не могут быть пересмотрены только по тем основаниям, что редакция части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г, №5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26 апреля 2004 г.  №31~ФЗ и этой норме придана  обратная сила.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что если такие решения до 29 мая 2004 г. не были исполнены либо исполнены частично, то они не могут быть  обращены к принудительному исполнению после этой даты,   (неразборчиво, Финков Е. В.)

 

8.   При   рассмотрении   до   29  мая   2004   г.   требований   об   индексации ежемесячных   сумм   возмещения   вреда   необходимо   было учитывать, что в соответствии с частью        третьей статьи 2 Федерального закона от 12   февраля   2001   г.      5-ФЗ   индексации   подлежал   и   максимальный   размер сумм   возмещения   вреда,    причиненного   здоровью   вследствие   катастрофы   на Чернобыльской  АЭС, определенный в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, поскольку данная норма в этой части не признавалась  неконституционной.

Второй абзац пункта. 8 проекта

Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-Ф3) не исключает возможности индексации после 29 мая 2004 г. максимального размера выплат, перечисленных в частях первой и второй данной нормы, несмотря на то, что не содержит прямого указания об этом. Предусмотренное в частях первой и второй статьи 2 названного Закона ограничение является способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении, которое не распространяется на отношения по индексации назначенных компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью. В соответствии с частью третьей статьи 2 этого Закона индексации подлежат размеры выплат, предусмотренные в частях первой и  второй данной нормы,   без каких-либо ограничений.

Вариант второго абзаца пункта 8 проекта

После   29  мая   2004   г.   индексация  максимального  размера  указанных   в частях  первой  и  второй  статьи  2  Федерального  закона  от   12   февраля  2001 v.     5-ФЗ   (в редакции Федерального закона  от 26 апреля  2004   г.   №31-Ф3) выплат   не   может   производиться   в   связи   с   изменением   редакции   части третьей статьи 2 названного Федерального закона.

 

9.   В        соответствии  с частью  третьей статьи 5 базового Закона (в   редакции  Федерального  закона  от   26  апреля  2004   г.   № 31-Ф3), начиная с 2004 г,, предусмотрена ежегодная индексация, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого   федеральным   законом   о   федеральном   бюджете на очередной   финансовый   год,   размеров   всех   выплат,   установленных   базовым Законом,    в   порядке,    определяемом   Правительством   Российской   Федерации. Исключение       составляют   пособия   и   иные   выплаты, индексация   которых устанавливается           в        соответствии         с         другими        федеральными законами (например,    ежегодная   денежная   компенсация,    при   наличии   медицинских показаний,   средней  стоимости  путевки  в  санаторно-курортное  или другое оздоровительное   учреждение,   в   случае   невозможности   предоставления   такой путевки) .

Исходя из текста постановления конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-Ф3, также входили как ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, так и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

 

10. Разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001 р., необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24  ноября   1995  г.   №179-ФЗ).

Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности {с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.

Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда с учетом степени утраты трудоспособности, до 6 января 2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. {с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24  ноября  1995  г. № 180-ФЗ).

С 6 января 2000 г. были признаны утратившими силу названные выше Правила и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. 181- ФЗ), в котором предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля  1998  г.   № 125-ФЗ).

Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 г. М' 125-ФЗ, начиная с 6 января 2000 г., подлежали применению соответствующие   положения   этого   Закона,    несмотря   на   то,    что   вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении данного Закона в силу не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.

 

11.  В  пункте   3   статьи   12   Федерального  закона  от   24   июля   1998   г. № 125-ФЗ     и   в      статье      14   Правил возмещения   работодателями вреда, причиненного    работникам    увечьем,     профессиональным    заболеванием    либо иным    повреждением    здоровья,    связанным    с    исполнением   ими    трудовых обязанностей (далее - Правила)         был  закреплен единый принцип определения    периода    для    подсчета    среднего    месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца  средний заработок мог быть определен  за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым   увечьем)    или   профессиональным   заболеванием.    В случае профессионального   заболевания   средний   заработок   по   желанию   гражданина мог   быть   исчислен   за   двенадцать   месяцев,    предшествовавших   прекращению работы,   повлекшей такое заболевание.

Исходя из содержания названных норм, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. Учитывая это, суд при разрешении спора не вправе был по требованию ответчика либо по своей инициативе исчислить средний месячный заработок за двенадцать месяцев перед установлением инвалидности,   вопреки воле инвалида.

 

12.  До     15     февраля   2001     г.   средний  месячный   заработок  инвалида подсчитывался   путем   деления   на   двенадцать   общей   суммы   заработка   за двенадцать        месяцев     работы,        а     если     до     наступления       страхового случая (трудового   увечья)    стаж   работы   составлял   менее   двенадцати   месяцев, путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число    этих    месяцев    (пункт   3    статьи    12   Федерального закона от 24  июля  1998  г.   № 125-ФЗ,   части  1 и 2 статьи  15  Правил).

До б января 2000 г. в случае, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж двенадцать и более месяцев, в течение двенадцати месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность, при определении среднемесячного заработка мог быть учтен заработок не за двенадцать месяцев работы, предшествовавших трудовому увечью или профессиональному заболеванию, а только за период работы в новых условиях   (часть  2  статьи 15 Правил).

После 6 января 2000 г. и до 15 февраля 2001 г. среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых  условиях,   независимо  от  продолжительности  общего  трудового  стажа до        несчастного        случая        на        производстве        или        наступления профессионального заболевания,   «ели доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая,    улучшающего   имущественное   положение   застрахованного    (пункт   о статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г.   №125-ФЗ).

Исходя из содержания названных выше норм. судам следует иметь в виду, что сам по себе период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения либо возможности изменения специальности,   квалификации или должности пострадавшего.

 

13. В соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 р., если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения исчислялся исходя и» условного месячного заработка без его ограничения. Работа в течение одного полного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы с первого числа месяца до первого числа следующего за ним месяца.

Указанное положение базового Закона в его историческом истолковании и нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ, допускающими возможность получения ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка для тех инвалидов, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации №11>-П в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью.

Принимая это во внимание, при разрешении после 15 февраля 2001 г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. Поэтому суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15 февраля 2001 г. сумм возмещения вреда исходя из условного  заработка без его ограничения.

При рассмотрении этих дел необходимо также иметь в виду, что после 15 февраля 2001 г. право на получение компенсационных выплат в размере ранее получаемых сумм возмещения вреда с учетом условного заработка имеют инвалиды независимо от того, в какой зоне радиоактивной опасности они работали при ликвидации последствий названной катастрофы   (пункт 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона oi 24 ноября 1995 г. №179~ФЗ, пункт 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда  Российской Федерации от  19 июня 2002  г.   № 11-П).

 

14.Статьей 29 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. №4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного          работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья,

связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №180-ФЗ)f за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплены положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.

Исходя из этой нормы во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 г. либо в периоде с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза, независимо  от  времени предъявления иска.

Кроме этого, необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии   (часть  3  статьи 11 Правил).

 

15.В пункте 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона     от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ), было закреплено положение, согласно которому во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Указанное положение действовало до 1 января 2001 г., когда вступила в силу статья                                                                                                                    4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N'122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», которая изменила         указанную         норму         базового         Закона. Согласно внесенному изменению заработок,   из  которого исчислялся размер  возмещения,   не мог быть  ниже  700 рублей.

При применении данного положения базового Закона до 1 января 2001 г. семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствие с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда (путем применения повышающих коэффициентов).

 

16.   Обратить   внимание   судов   на   то,    что   согласно   Постановлению Конституционного  Суда   Российской  Федерации   от   1   декабря   1997   г.   №18-П «По   делу   о   проверке   конституционности   отдельных   положений   статьи      1 Федерального       закона от 24 ноября 1995 г.  "О внесении изменений и дополнений   в   Закон   Российской  Федерации     социальной   защите   граждан, подвергшихся воздействию                      радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пункт 2 статьи 29 базового       Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) не подлежал применению с 1 июня 1998 г. – в части, лишающей военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью.

 

17.   Пунктом   2   статьи   29   базового   Закона      редакции   Федеральных законов  от          24   ноября   1995   г.   №179-ФЗ  и  от   12   февраля  2001   г.   №5-ФЗ) инвалиды   вследствие   чернобыльской   катастрофы   из   числа   военнослужащих и         других         лиц,         перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному   обеспечению   к    гражданам,    ставшими   инвалидами    вследствие военной   травмы.    Учитывая   это,    указанные   лица   до    1    января   2002    г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии  по инвалидности  вследствие  чернобыльской  катастрофы - только в случае,   когда такие пенсии были назначены на основании Закона  Российской Федерации     государственных  пенсиях  в   Российской  Федерации"   (статьи   5 и   41),    а   после   этой  даты   -   только   на   основании пункта 3 статьи                                                                                                                       3 Федерального  закона от  15 декабря  2001  г. №  166-ФЗ «О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2    (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.

 

18.   Учитывая,    что    задержка    выплаты   назначенных    сумм   возмещения вреда,          нанесенного          здоровью          вследствие          катастрофы     на  "Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса  роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами  статистики  Российской Федерации.   По этим же  основаниям суд вправе   удовлетворить    требование   об   индексации    сумм   задолженности   по ежемесячным     и      другим     предусмотренным     базовым     Законом     платежам, образовавшейся   в  результате  выплаты  таких  сумм  в  меньшем  размере,   чем это    предусмотрено    законом,    в    том   числе    и    в    связи    с    отказом   в    их индексации       (за      исключением     случаев,      перечисленных      в      статье      3 Федерального закона от 26 апреля 2004  г.   №31-Ф3).

 

19. Поскольку   факт   участия   в   работах   по   ликвидации   последствий чернобыльской      катастрофы  порождает права  и льготы, закрепленные в базовом Законе, то он может   быть установлен в судебном порядке в случае, если у заявителя отсутствуют документы,         на основании которых в соответствии   с   Положением   о   порядке   оформления   и   выдачи   удостоверения участника    ликвидации    последствий    катастрофы    на    Чернобыльской    АЭС выдаются   удостоверения,   подтверждающие   право   на   получение        указанных льгот   и   компенсаций,   и   невозможно   получить   такие   документы   в   ином порядке либо восстановить их в случае утраты   {глава  28  ГПК РФ).

Факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами, из числа названных в части 1 статьи 55 ГПК РФ, в том числе и показаниями свидетелей. Вместе с тем, если заявитель ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие указанный выше факт, и, если они имеются, предложить представить их суду либо, в необходимых случаях, оказать содействие заявителю в истребовании таких доказательств.

 

20.После вступления в силу Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №т1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» его действие было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия:

на граждан из подразделений особого риска (на основании и в пределах, установленных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27  декабря 1991  г.   №2123-1);

на лиц, перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других {кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского и военного назначения {на основании и в пределах, установленных Постановлением Верховного Совета  Российской Федерации от  18  июня  1992  г.   №3062-1,);

на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов в реку Теча (на основании и в пределах, установленных Законом Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ).

После введения в действие указанных нормативных правовых актов в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, расширившие круг льгот и компенсаций, предоставляемых пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые ранее были распространены и на других пострадавших вследствие радиационного воздействия. Учитывая, что законодатель при этом не исключил возможность предоставления таких льгот и компенсаций названным выше гражданам, то они должны быть предоставлены и этим категориям пострадавших вследствие радиационного воздействия

 

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

 

В.М.  Лебедев

 

Секретарь  Пленума,   судья Верховного Суда Российской Федерации

 

В.В.  Демидов

 

 

Hosted by uCoz