В
_______________________________________
Районный суд г. Ростова н/Д
Истец:_________________________________________
______________________________________________
ВОЗРАЖЕНИЕ
относительно требования
МУСЗН применить срок исковой давности по моему делу
МУСЗН
требует применить срок исковой давности по моему делу.
По моему мнению, это
требование должно быть отклонено, как незаконное по следующим соображениям:
Постановление
Пленума ВС РЫФ опубликовано 14 апреля 2005 г.
Частью
1 ст. 200 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со
дня, когда лицо узнало, или должно было узнать, что его право на рушено.
Мой
иск подан через три месяца после опубликования Постановления Пленума ВС РФ, то
есть в пределах трехгодичного срока исковой давности, который ответчик полагает
применимым по моему делу.
То есть, я подал иск в пределах общего срока исковой давности, установленного
ст. 196 ГК РФ.
В
статье 208 ГК РФ указаны требования, на которые исковая давность не
распространяется.
В
частности, это требования о возмещении вреда, причиненного здоровью.
Вышеуказанный,
содержащийся в ст. 208 ГК РФ, перечень требований, на которые исковая давность
не распространяется, не является исчерпывающим, в ст. 208 ГК РФ указано,
цитирую (в части, относящейся к моему делу):
«исковая давности не распространяется на:
.
. .
другие требования в случаях, установленных
законом»
статьей 58 Федерального закона
от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с
изменениями от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002
г., 11 ноября 2003 г.) установлено, цитирую:
«Статья 58. Исковая
давность по возмещению убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием
На требования о возмещении убытков и вреда, причиненных
радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не
распространяется. Срок исковой
давности по требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным
воздействием имуществу или окружающей среде, устанавливается в три года со дня,
когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.»
То обстоятельство, что нормы Федерального закона
от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" полностью
распространяются на лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, доказывается тем, что Федеральный закон от
21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" применялся
Конституционным Судом РФ при проверке конституционности ряда положений
чернобыльского законодательства.
Цитирую
Постановление КС РФ № 18-П от 1.12.1997 г. "По делу о проверке
конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября
1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС":
«Заслушав
сообщение судьи-докладчика Ю.Д.Рудкина, объяснения
представителей сторон, заключение эксперта - доктора юридических наук
К.Б.Ярошенко, выступления приглашенных в заседание заместителя Председателя
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике О.А.Шенкарева, представителей: от Министерства труда и
социального развития Российской Федерации - Н.И.Тимошенкова,
от Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - А.С.Моисеева, от Министерства обороны
Российской Федерации - А.В.Корсакевича, исследовав
представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской
Федерации установил:
1. 15 мая 1991 года
Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС", который впоследствии в соответствии с Законом
Российской Федерации от 18 июня 1992 года был изложен в новой редакции.
Принимая данный Закон, направленный на защиту прав и интересов граждан,
пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, законодатель исходил из того,
что государство признает ответственность перед гражданами за последствия
крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической
катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных
территориях.
Эта экстраординарная по
своим последствиям техногенная авария XX века привела к неисчислимым
экологическим и гуманитарным потерям. В результате были
существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (статья
42 Конституции Российской Федерации), но и, как следствие этого, другие
конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья,
жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места
пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный
вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер
отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что
государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который,
исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке,
установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым
законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность
государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их
здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений
статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, согласно которым признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной
власти, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей
обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением
государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения
ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных
лиц.
Обязанность
государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также
правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного
излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, которая согласно
пункту "и" части первой статьи 71 Конституции Российской Федерации
находится в ведении Российской Федерации и объекты которой относятся
исключительно к федеральной собственности. Данная конституционно-правовая обязанность
государства конкретизируется в Федеральных
законах от 21 ноября 1995 года "Об использовании атомной энергии",
от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера" и от 9 января 1996 года
"О радиационной безопасности населения", предусматривающих систему
мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и защиту
его от чрезвычайных ситуаций, к которым относится и
ситуация, возникшая в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Забота государства о
восстановлении нарушенных вследствие этой катастрофы конституционных прав и
интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле
обеспечения радиационной безопасности и экологического благополучия исходя из
целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в
статьях 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации.»
Таким образом, федеральный
законодатель по делам о требованиях возмещения вреда, причиненного здоровью
граждан, в ст. 208 ГК РФ установил специальную норму о сроке исковой давности.
Мало
того, федеральный законодатель из всех случаев причинения вреда здоровью
граждан, отдельно, в ст. 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N
170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" выделил случаи
причинения вреда здоровью граждан вследствие радиационного воздействия,
установив, что на требования о возмещении убытков и
вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая
давность не распространяется.
Таким образом, на основании
ст. 208 ГК РФ и ст. 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об
использовании атомной энергии" (с изменениями от 10 февраля 1997 г., 10
июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г.),
ПРОШУ:
Ходатайство МУСЗН о применении по моему делу срока исковой
давности оставить без удовлетворения как не основанное на Законе.
«____» _____________ 2005
г.
Финков Е. В., по доверенности
КОММЕНТАРИЙ Финкова Е. В.:
Но этот запрет на применение
срока исковой давности не абсолютный, он обременен важным условием – недоплата за
прошлый период времени взыскивается не более чем за три года, предшествующих предъявлению
иска
В нашем случае, в отношении
вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия, существует специальная
норма права, запрещающая применять срок исковой давности без каких-либо обременений.
Таким образом, выволочка, устроенная судьями Ростоблсуда судье
Шахтинского горсуда по поводу того, что она посмела взыскать задолженность по сумма
DDP не
за три года, а за все 9 лет, свидетельствует не о том, что законов не знает судья
горсуда, а свидетельствует о том, что судьи облсуда толкают судей первой инстанции
на прямое нарушение закона.