
верховный суд российской федерации
№41-В05-32
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19
сентября 2005 года г. Москва
Судья
Верховного Суда Российской Федерации Горохов Б.А., рассмотрев истребованное по
надзорной жалобе Спивака М.А. дело по иску Спивака М.А. к Казне Российской Федерации и Муниципальному
учреждению социальной защиты населения Пролетарского района г. Ростова-на-Дону
об индексации и взыскании задолженности по выплатам возмещения вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Спивак
М.А. является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при выполнении
работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году,
ежемесячно получает сумму возмещения вреда здоровью в соответствии с п. 25 ст.
14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с
принятием Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» обратился в Муниципальное учреждение
социальной защиты населения Пролетарского района г. Ростова-на-Дону с просьбой
проиндексировать с 1 июля 2000 года получаемую им ежемесячно денежную сумму
исходя из роста минимального размера оплаты труда. В связи с получением отказа
обратился с иском в суд.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25
февраля 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по
гражданским делам Ростовского областного суда от 23 апреля 2003 года, иск
удовлетворён частично. С ответчика в пользу Спивака
М.А. с 1 марта 2003 года ежемесячно взыскана сумма возмещения вреда здоровью в размере
13 210 руб. 03 коп. с последующей индексацией в соответствии с
законодательством, единовременно взыскана задолженность в размере 76 769 руб.
87 коп., в остальной части иска отказано.
В
надзорной жалобе Спивак М.А. просит отменить
состоявшиеся по делу судебные постановления, как вынесенные с нарушением норм
материального права.
Определением
Судьи Верховного Суда РФ от 19 апреля 2005 года дело истребовано в Верховный
Суд РФ.
Дело
надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - в
президиум Ростовского областного суда.
В
соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями
для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В
надзорной жалобе заявитель указывает, что судами допущены существенные
нарушения норм материального права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.
Разрешая
спор и удовлетворяя иск частично, судебные инстанции исходили из того, что
суммы возмещения вреда здоровью не относятся к категории выплат,
предусмотренных трудовым договором, поэтому ст. 1 Федерального закона от 19
июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
не может применяться для индексации сумм возмещения вреда здоровью. Судебные
инстанции сослались на то, что суммы возмещения вреда подлежат индексации на
основании статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ исходя из
базовой суммы, равной с 1 июля 2000 года 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001
года - 100 рублям; Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» с 15 февраля 2001 года - пропорционально росту прожиточного
минимума в Ростовской области.
Между тем,
с данным выводом суда согласиться нельзя, так как он основан на неправильном
толковании норм материального права.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября
1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда
в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации
об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Поскольку денежные компенсации гражданам,
пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо
обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения
вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000 года исходя из базовой суммы,
установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О
минимальном размере оплаты труда» и статьей 3 Федерального закона от 7 августа
2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат
в Российской Федерации». Однако, если такая индексация
была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении
ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001
года.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от
15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции
Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от
24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений
граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря
12993 года № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января
1995 года по 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации сумм
возмещения вреда пропорционально увеличению в централизованном порядке
установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе произвести
такую индексацию за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года с
учетом величин минимального размера оплаты труда,
указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О
минимальном размере оплаты труда».
Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением
коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года,
равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента,
равного 1,515 (200:132), при условии, что за период с февраля 1997 года до 01
июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм исходя из индекса
роста потребительских
цен.
В
соответствии с частью 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ
суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы,
подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма
вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом
роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного
календарного года, то есть с января 2002 года.
Постановлением Конституционного Суда
Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признан противоречащим
конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими
право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате
чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 Закона
Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 12 февраля
2001 года) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ порядок индексации сумм
возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год
в целом по Российской Федерации. Как указал в данном
Постановлении Конституционный Суд РФ и что нашло отражение в положениях
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005
года № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав,
гарантированных Законом Российской Федерации «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС», до внесения соответствующих изменений в
законодательство суд при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года
вправе принимать решения о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной
индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте
Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих
категорий граждан (дети, инвалиды, пенсионеры по старости), которая
определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о
прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных,
полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005
года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных
денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004
года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах
недополученных сумм.
С учетом
изложенного приведенные доводы заслуживают внимания, в связи
с чем дело вместе с надзорной жалобой Спивака М.А. и
настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд
надзорной инстанции.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального
кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
дело по
иску Спивака М.А. к Казне Российской Федерации и
Муниципальному учреждению социальной защиты населения Пролетарского района г.
Ростова-на-Дону об индексации и взыскании задолженности по выплатам возмещения
вреда здоровью направить для рассмотрения по существу в президиум Ростовского
областного суда.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации Б.А. Горохов
Копия
верна: Ответственный секретарь Верховного Суда РФ
