РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2006 года
г.
Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего-судьи Д.В. Монмарь,
при секретаре В.В. Голушко,
с участием прокурора Е.И. Бесединой,
с участием истца,
его представителя и представителя ответчика, в открытом судебном заседании, в
здании суда рассмотрев гражданское дело по иску Спивака
Михаила Александровича к Муниципальному учреждению социальной защиты населения
Пролетарского района г. Ростова-на-Дону (Далее-МУСЗН
Пролетарского района), Департаменту федеральной государственной службы
занятости населения по Ростовской области и УФК по Ростовской области об
установлении законного размера возмещения вреда, причиненного здоровью (ВВЗ),
УСТАНОВИЛ:
Спивак М.А. обратился в
суд с иском об установлении законного размера возмещения вреда здоровью,
причиненного вследствие катастрофы на ЧАЭС, взыскании задолженности по выплате
ВВЗ и компенсации морального вреда.
Представитель истца
Финков Е.В. в ходе судебного заседания требования Спивака
М.А. поддержал и пояснил, что ВВЗ, должен быть рассчитан исходя из заработной
платы, определенной с применением правил, предусмотренных для случаев возмещения
предо, связанного с исполнением работником трудовых обязанностей. По его мнению,
размер ВВЗ, установленный по состоянию на 1997 год и определенный как
утраченный заработок, должен быть проиндексирован - с применением пенсионного
коэффициента (1,796). Данный коэффициент был определен им самостоятельно.
Увеличенный таким образом размер ВВЗ, должен
быть в дальнейшем проиндексирован с 1997 года по январь 2002 года, т.е. до
проведения индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума, исходя
из индекса роста потребительских цен, а не по коэффициенту роста минимального размера оплаты труда (МРОТ). Такое требование вытекает из
положений ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции
179-ФЗ от 24.11.1995. В последующем, сумма ВВЗ должна быть проиндексирована с
января 2002, 2003 и 2004 года в зависимости от роста величины прожиточного
минимума (коэффициенты 1,941, 1,26 и 1,16 соответственно) и, кроме того, в 2004
году необходимо произвести еще индексацию по коэффициенту инфляции, равному
1,1.
Кроме того, размер ВВЗ с января 2004 года должен
быть увеличен в связи с изменением степени утраты трудоспособности с 80 % на 90
%.
С 2005 года к сумме возмещения вреда должен быть
применен коэффициент 1,11, поскольку Федеральным законом от 4 ноября 2005 года
№ 141-ФЗ установлен уровень инфляции 10-11%, а с 2006 года, согласно
Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2006 год» - коэффициент 1,085.
Таким образом, к выплате Спиваку
A.M., по мнению его
представителя, подлежат:
-
Проиндексированная сумма задолженности ВВЗ за период с 1 января 1997
года по 30 ноября 2005 года в размере 7.068.331,36 руб. единовременно;
- ежемесячное ВВЗ в
размере 119.804,47 руб.
Неисполнение МУСЗН Пролетарского района г.
Ростова-на-Дону судебных актов, а также отказ самостоятельно пересчитывать
размер ВВЗ, в порядке, установленном законом, причиняют истцу нравственные и
физические страдания, которые оцениваются истцом в 3000 евро.
В ходе судебного
заседания Спивак М.А. требования иска поддержал и
просил их удовлетворить. Кроме того, им было указано на то, что соответчиком по
настоящему делу является Управление ФГСН РО и УФК по Ростовской области,
поскольку именно на органы занятости населения Правительством РФ возложены
обязанности по выплате сумм ВВЗ, рассчитанных МУСЗН, а счета УФГСЗН открыты в
органах Федерального казначейства.
Руководители Управления ФГСЗН РО и УФК
Ростовской области в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Дело слушается в отсутствие указанных лиц в
порядке, установленном ст. 167 ГПК РФ.
Представитель МУСЗН Пролетарского района г.
Ростова-на-Дону Павленко Е.В. требования иска не признала и пояснила, что часть
их не основана на законе, в связи с чем, просила их удовлетворить частично. По
мнению представителя МУСЗН суммы ВВЗ должны быть проиндексированы по правилам,
установленным базовым законом в действующей редакции, т.е. по коэффициенту
инфляции.
Выслушав представителя ответчика, заключение
прокурора, полагавшего, что требования истца подлежат частичному
удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 25 ч. I ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Далее -
базовый Закон) в редакции, действовавшей до 15.02.2001 (до вступления в силу ФЗ
от 12.01.2001 № 5-ФЗ), гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного
закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с
радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, выплатой денежных сумм в размере
заработка (его соответствующей части) в зависимости от степени утраты
трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке,
предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с
исполнением работниками трудовых обязанностей.
Из материалов дела следует, что Спиваку М.А. установлена 2 группа инвалидности и начислена
ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью.
С I января 1997 года Спиваку М.А. выплачивалась сумма 4523,06 руб. Эта же сумма
выплачивалась и по состоянию на 1 июля 2000 года.
Разрешая требования истца о перерасчете размера
ВВЗ, установленного по правилам, предусмотренным для случаев возмещения вреда,
связанного с исполнением работником трудовых обязанностей суд исходит из
следующего:
В соответствии с п. 3 ст. I ГПК РФ, гражданское судопроизводство ведется в соответствии с
федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения
гражданского дела.
В настоящее время, действующее законодательство
(базовый Закон) не предусматривает возможность расчета размера возмещения вреда
по правилам, предусмотренным законодательством РФ для случаев возмещения вреда,
связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Поскольку требования об изменении размера
возмещения вреда, выплачиваемого истцу, исходя из степени утраты заработка,
предъявлены впервые, они удовлетворению не подлежат.
В своих требованиях истец указывает на то, что
индексация сумм возмещения вреда, произведенная с января 2001 года на основании
Федерального закона от 7.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров
стипендий и социальных выплат в РФ» с применением коэффициента 1Л 98.
противоречит действующему законодательству.
На этом основании
суммы возмещения вреда, в соответствии с Базовым законом в редакции
Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ, но мнению Спивака
М.А., должны быть проиндексированы с 1997 года по январь 2002 года, т.е. до
применения судом индексации в зависимости от роста величины прожиточного
минимума, по индексу роста потребительских цен.
Требования истца об индексации сумм возмещения
вреда по индексу роста потребительских цен не могут быть удовлетворены по
следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Базового закона в
редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ, ст. 1 Закона РСФСР от
24.01.1991 № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в
РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288), допускалась
возможность индексации данных выплат.
Данная норма
подлежит применению в единстве со ст-.
318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 до 29.11.2000), которая
предусматривала увеличение размера возмещения вреда пропорционально с
увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда.
В связи с
изложенным, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 (в редакции Постановления от
05.04.2005 года № 7), судам даны обязательные для применения разъяснения, в
соответствии с которыми суммы возмещения вреда должны индексироваться с применением коэффициента
роста МРОТ с 01.07.2000 равного 1.581, а с января 2001 года-равного 1.515.
С учетом требований истца об установлении
законного размера возмещения вреда здоровью, суд считает необходимым произвести
индексацию указанных сумм с 01.07.2000 с применением коэффициента роста МРОТ
равного 1.581 и с января 2001 года - равного 1.515.
При расчете сумм
возмещения вреда по данному принципу размеры ВВЗ составляют: с 1 июля 2000 года
7150 руб. 96 коп. (4523,06x1.581), а с 1 января 2001 года -10833 руб. 70 коп
(7150,96x1.515).
Далее Спивак М.А.
просит проиндексировать размер ВВЗ исходя из индекса роста величины
прожиточного минимума в 2002, 2003 и 2004 годах. При этом,
коэффициент роста величины прожиточного минимума, применяемый для индексации в
2002 году должен составлять 1,941.
Таким образом, размер ВВЗ должен быть увеличен с
01.01.2002, 01.01.2003 и 01.01.2004 в 1,941,1,26 и 1,16 раза соответственно.
Однако, требования о
применении коэффициента 1,941 при индексации суммы ВВЗ являются необоснованными.
Так, в соответствии
с письмом Министерства труда и социального развития Ростовской области от
05.03.2003 № 206-АВ (л.д. 149 т.1) рост величины прожиточного минимума, который
должен быть применен для индексации сумм ВВЗ, на основании Постановлений Главы
Администрации Ростовской области от 20.04.2001 № 179, от 20.07.2001 № 352, от
31.10.2001 № 557 и от 25.01.2002 № 26 определен в размере 1,25. Данный расчет был
произведен на основе потребительской корзины, утвержденной Областным законом от
28.03.2001 № 136-ЗС «О потребительской
корзине в Ростовской области».
В связи с изложенным, именно эта величина роста
прожиточного минимума должна учитываться судом при разрешении требований истца
об установлении законного размера ВВЗ.
В соответствии с определением Конституционного
Суда РФ от 4 октября 2005 года № 364-0 в случае если
применение введенного порядка индексации, основанного на увеличении размера ВВЗ
по коэффициенту инфляции приводит к уменьшению - для периода с 19 июня 2002
года по 29 мая 2004 года - размера таких выплат, суды должны применять
благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
С учетом того, что
постановлением Президиума Ростовского областного суда от 3 ноября 2005 года и
определением Пролетарского районного суда от 25 января 2006 года в порядке гл.
42 ГПК РФ отменены решения Пролетарскою районного суда от 30 октября 2003 года
и 25 марта 2004 года соответственно, у суда не имеется препятствий к дальнейшей
индексации размера ВВЗ, с применением критерия индексации, благоприятного
для истца.
Принимая во
внимание, что, коэффициенты роста величины прожиточного минимума в Ростовской
области, указанные в письмах Министерства труда и социальною развития от 05.03.2003
№ 206-АВ и от 03.03.2004 № 155-АВ (1,25, 1,26 и 1,16 для индексации сумм
ВВЗ на 2002, 2003 и 2004 годы соответственно) определены по
единой методологии на основе стоимости потребительской корзины, утвержденной
Областным законом от 28.03.2001 № 136-ЗС, превышают коэффициенты
инфляции, установленные на указанные периоды времени (1,12, 1,12 и 1,1),
суд считает, что благоприятным критерием индексации ВВЗ является применение
именно коэффициента роста величины прожиточного минимума.
То есть, суммы ВВЗ подлежат увеличению с
1.01.2002, 1.01.2003 и 1.01.2004 в 1,25. 1,26 и 1,16 раза соответственно.
Истец также ставит
вопрос об индексации сумм возмещения вреда проиндексированных на 2004 год с
применением величины прожиточного минимума равного 1.16, еще и с применением
коэффициента инфляции, определенного законом «О федерального бюджете на 2004
год», т.е. 1,1.
Требования в этой части подлежат оставлению без
удовлетворения, поскольку базовым Законом в редакции от 26.04.2004 установлена ежегодная индексация размера ВВЗ к сумме
установленной по состоянию
на 01.01.2004 настоящим
решением применен
коэффициент 1,16.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005
года № 292, в рамках предоставленных ему базовым Законом полномочий, установлен
коэффициент прогнозируемого уровня инфляции на 2005 год -1,08. В настоящее
время Постановления Правительства РФ, устанавливающего иной коэффициент
инфляции в соответствии с Федеральным законом от 5 ноября 2005 года № 141-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» не
издано, в связи с чем требования об индексации суммы
ВВЗ с 1.01.2005 в 1,11 раза подлежит оставлению без удовлетворения. Суд
производит индексацию в соответствии с названным Постановлением с применением
коэффициента 1,08.
По этим же основаниям, т.е. в связи с
отсутствием в настоящее время Постановления Правительства РФ, определяющего
коэффициент индексации на 2006 год, подлежат оставлению без удовлетворения
требования иска об индексации суммы ВВЗ с применением коэффициента 1,085.
Кроме того, определяя размер ВВЗ, суд учитывает,
что согласно справке бюро медико-социальной экспертизы, степень утраты
трудоспособности Спивака М.А. изменилась с 80 % на
90%.
Таким образом,
ежемесячный размер ВВЗ, причитающийся к выплате Чуприне А.П. составляет:
С 1.01.2002 -
10833,7 руб.х1,25 - 13542 руб. 13 коп. С 1.01.2003 -
13542,13 руб.х1,26 = 17063 руб. 08 коп. С 1.01.2004 -
(17063,08 руб.х1,16):80%х90% = 22267 руб. 32 коп. С
1.01.2005 - 22267,32 руб.х
1,08 = 24048 руб. 89 коп.
Вместе с тем, суд
считает необходимым отмстить, что наличие решения об индексации суммы ВВЗ с I января 2005 года с применением коэффициента инфляции, равного
1,08, а также об отказе в индексации суммы ВВЗ с января 2006 года в связи с
отсутствием соответствующего порядка, определенного Правительством РФ, не
ограничивает нрава истца потребовать в дальнейшем увеличения ВВЗ в связи с
изменениями, внесенными в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» в ноябре
2005 года, и прогнозируемым уровнем инфляции на 2006 год, как в
административном, так и в судебном порядке.
Определяя размер задолженности, образовавшейся в
связи с невыплатой Спиваку М.А. ВВЗ в размере,
установленном законом, суд считает необходимым учесть то обстоятельство, что
истец обратился в суд с требованием об индексации по величине роста
минимального размера оплаты труда в ноябре 2002 года, т. е в течение трех лет с
момента возникновения права на индексацию, а
следовательно, задолженность в соответствии со ст. 208 ГК РФ, должна быть
взыскана за весь период - с июля 2000 года по ноябрь 2005 года.
Учитывая, что
задержка выплаты сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный
вред истцу, суд, в соответствии с п. 16 Постановления Пленума [верховного Суда
РФ от 14.12.2000 № 35 (в редакции Постановления от 05.04.2005 № 7), считает
возможным удовлетворить его требование об индексации задолженности,
образовавшейся в результате невыплаты сумм возмещения вреда с 1 июля 2000 года но 30 ноября 2005 года.
Приобщенный к материалам дела расчет
задолженности с учетом индекса потребительских цен, произведен
верно, соответствует данным об индексе в период с 1 июля 2000 года по 30 ноября
2005 года, в связи с чем, по мнению суда, он может быть использован судом при
определении размера ВВЗ и образовавшейся задолженности.
В соответствии с данным расчетом размер
задолженности с 1 июля 2000 года по 30 ноября 2005 года составляет: 760.202
руб. 25 коп.
Требования истца о компенсации морального вреда
основываются на том, что длительное неисполнение судебных актов, в том числе
Постановлений Пленума ВС РФ, выразившееся в отказе МУСЗЫ Пролетарского района
г. Ростова-на-Дону установить законный размер возмещения вреда здоровью и
выплатить образовавшуюся задолженность причиняет ему нравственные страдания.
Однако в ходе
судебного заседания обстоятельств, связанных с длительным неисполнением
судебных актов не установлено. В частности, но состоянию на I января 2005 года истцу были произведены необходимые перерасчеты
сумм ВВЗ и выплачены задолженности. Не установлено судом и иных, основанных на
законе, оснований для компенсации морального вреда.
В связи с этим оснований для удовлетворения
требований о компенсации морального вреда не имеется.
Истец в ходе судебного заседания настаивал на
том, что в качестве соответчика по делу должно обязательно выступать Управление
ФГСЗН по РО и УФК Ростовской области. Это требование истец
обосновывал тем, что Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2005 года №
73 «О финансовом обеспечении в 2005 году расходных обязательств РФ, связанных с
выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного
здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской
катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на
ЧАЭС» на территориальные органы Федеральной службы возложена обязанность
по выплате указанной компенсации.
Однако сам по себе
факт возложения подобных обязанностей на органы ФГСЗН и наличие соответствующих
счетов в органах Федерального казначейства не является основанием для
привлечения их к делу в качестве ответчиков, поскольку надлежащим ответчиком по
данной категории дел являются органы социальной защиты населения (пункт 3
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 (в редакции
Постановления от 05.04.2005 года № 7)).
В связи с изложенным
указанные в решении суда суммы ВВЗ и образовавшейся задолженности подлежат
взысканию с МУСЗИ Пролетарского района.
Вопрос о взыскании государственной пошлины
разрешается судом в порядке, установленном п.6 ч. I
ст. 91 и ст. 98 ГПК РФ.
Па основании
изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ Пролетарский районный суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Спивака
Михаила Александровича удовлетворить частично.
Обязать МУСЗН Пролетарского района г.
Ростова-на-Дону выплачивать Спиваку Михаилу
Александровичу ежемесячную' денежную компенсацию в возмещение вреда,
причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий
катастрофы на ЧАЭС с 1 декабря 2005 года в размере 24048 руб. 71 коп. с последующей индексацией в
соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с МУСЗН Пролетарского района г.
Ростова-па-Дону в пользу Спивака Михаила
Александровича сумму задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации
в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 1 июля 2000 года по 30
ноября 2005 года в размере 760.202 руб. 25 коп.
Взыскать с МУСЗН Пролетарского района г.
Ростова-на-Дону государственную пошлину в размере 8675 руб. 61 коп.
В остальной части требований Спивака
Михаила Александровича отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский
областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение К)
дней.
Д.В. Монмарь
Судья Монмарь Д.В.
Дело №33-1798
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 марта 2006 года
г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по
гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего
судьи ДАВЫДОВА А.П., судей ЧАЙКА Е.А., ДОНСКОЙ Н.А., с
участием прокурора ШАМРАЙ М.С., заслушав в судебном заседании по докладу
судьи ДАВЫДОВА А.П., дело по кассационной жалобе Спивака
М.А. на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26
января 2006 г.,
УСТАНОВИЛА:
Спивак М.А. обратился в
суд с иском к МУСЗН Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, Департаменту
федеральной государственной службы занятости населения по
Ростовской области и УФК по Ростовской области об установлении законного
размера возмещения вреда, причиненного здоровью.
В обоснование своих требований истец ссылался на
то, что является инвалидом вследствие заболевания, полученного в результате
участия в работах по ликвидации катастрофы на ЧАЭС. Выплачиваемые ему суммы
возмещения вреда, причиненного здоровью, считает рассчитанными неправильно,
поскольку расчет не соответствует позиции, изложенной в постановлении Пленума
Верховного Суда РФ № 35 от 14.12.2000 г. в редакции постановления Пленума ВС РФ
от 05.04.2005 г. № 7, а также в определении Конституционного Суда РФ от
10.10.2005 г. № 364-0.
Так, представитель истца считает, что суммы
возмещения вреда должны быть рассчитаны с применением правил, предусмотренных
для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работником трудовых
обязанностей. Размер этих выплат по состоянию на 1997 г. должен быть
проиндексирован истцу с применением пенсионного коэффициента 1,796. Затем
индексация должна производиться с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001 г., исходя из
роста минимального размера оплаты труда в 1,581 и 1, 515 раза соответственно, а
в 2002, 2003 и 2004 гг. - в зависимости от роста величины прожиточного минимума
за указанные периоды -на коэффициенты 1,941, 1,26 и
1,16. Кроме того, с января 2004 года сумма возмещения вреда, причиненного
здоровью, должна быть увеличена в связи с изменением степени утраты
трудоспособности с 80 % до 90 % и
сумма проиндексирована на коэффициент инфляции 1,1.
С 2005 г. применению подлежит коэффициент
инфляции 1,11. В связи с применением такого порядка индексации представитель
истца просил взыскать сумму задолженности за период с 01.01.1997 года по
30.11.2005 г. в размере 7068331 рубль 36 копеек единовременно, взыскать
ежемесячные суммы возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, в
размере 119804 рублей 47 копеек.
Кроме того, представитель истец просил взыскать
в его пользу 3000 евро в качестве компенсации морального вреда, вызванного
отказом ответчиков самостоятельно пересчитывать размер возмещения вреда в
установленном законом порядке.
Представитель МУСЗН иск не признала,
представитель Управления ФГСЗН РО в суд не явился.
Суд
постановил решение, которым исковые требования удовлетворил частично и обязал
МУСЗН Пролетарского района г. Ростова-на-Дону выплачивать истцу ежемесячно,
начиная с 1.12.2005 года в возмещение вреда, причиненного здоровью, денежную
компенсацию в размере 24048 рублей 71 копейку с последующей индексацией в
соответствии с действующим законодательством, а также выплатить задолженность с
01.07.2000 г. по 30.11.2005 г. в размере 760202 рубля 25 копеек. В остальной части иска суд отказал.
Постанавливая решение по делу
суд установил, что по состоянию на 01.07.2000 г. истцу в возмещение вреда,
причиненного здоровью, с 1.01.1997 года выплачивалось 4523 рубля 06 копеек.
Указанная сумма выплачивалась истцу и на 1.07.2000 года.
Разрешая спор, суд
указал, что действующее законодательство - Закон РФ « О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» - не
предусматривает возможность расчета возмещения вреда по правилам возмещения
вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, и поскольку
требования об изменении размера возмещения вреда за период до июля 2000 г.
заявлены впервые, то они удовлетворению не подлежат.
Суд пришел к выводу
об удовлетворении требований об индексации сумм возмещения вреда, причиненного
здоровью истца, с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001 года пропорционально росту
минимального размера оплаты труда, с учетом положений Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 в редакции от 05.04.2005 г., указав на
то, что эти суммы должны индексироваться с применением коэффициентов МРОТ с
01.07.2000 года в размере 1,581, ас 01.01.2001 г.-1,515.
Индексацию сумм возмещения вреда в 2002, 2003 и
2004 гг. суд, принимая во внимание положения Определения Конституционного Суда
РФ от 04.10.2005 г. о применении благоприятного критерия индексации, произвел
на индексы роста величины прожиточного минимума в эти периоды - 1,25, 1,26 и
1,16.
Кроме того, суд
указал, что производить в 2004 г. индексацию по индексу инфляции 1,1
невозможно, т.к. такая индексация производится 1 раз в год, и в 2004 г. уже
применен коэффициент роста ВПМ 1,16, а с 01.01.2005 г. индексация должна
производиться на коэффициент инфляции 1,08, установленный постановлением
Правительства РФ от 07.05.2005 г. № 292, и применил его к получаемым истцом
суммам возмещения вреда. При этом суд указал, что применение данного
коэффициента не ограничивает права истца требовать увеличения выплат в связи с
изменениями, внесенными в ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 г. в ноябре 2005 г.
Расчет судом производился и с учетом увеличения степени утраты трудоспособности истца с 80 % до
90 %, имевшего место в 2004 году.
Задолженность по выплате истцу сумм возмещения
вреда, причиненного повреждением здоровья, определена судом за период с
01.07.2000 г. по 30.11.2005 г.
Кроме того, суд
посчитал возможным удовлетворить требования об индексации задолженности,
возникшей с 01.07.2000 г. по 30.11.2005 г. в связи с невыплатой сумм возмещения
вреда здоровью, по индексам потребительских цен.
Требования о компенсации морального вреда суд
посчитал необоснованными, так как обстоятельств, связанных
с длительным неисполнением судебных решений, не установлено.
Привлечение в
качестве соответчика по делу Управления ФГСЗН по Ростовской области суд признал
несостоятельным, т.к. возложение на данный орган обязанностей по финансированию
расходных обязательств не является основанием для привлечения его к участию в
деле, а в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 в
редакции от 05.04.2005 г. № 7 прямо указано на то, что надлежащим ответчиком
являются органы социальной защиты населения.
Не согласившись с решением суда, истец в лице
представителя - Финкова Е.В., действующего по соответствующей доверенности,
обратился с кассационной жалобой на решения, в которой поставил вопрос об
отмене решения и вынесении решения о полном удовлетворении исковых требований.
При этом, кассатор считает, что суд незаконно исключил из числа
ответчиков Департамент ФГСЗН по Ростовской области, т.к. полагает, что в этом
случае решение будет невозможно исполнить, а также указывает на незаконный
отказ в применении пенсионного коэффициента при первоначальном определении
размера сумм возмещения вреда, ссылаясь на невозможность применения ранее
действовавшего законодательства.
Кроме того, кассатор считает незаконным отказ в
индексации сумм по индексу потребительских цен в период с 01.02.1997 г. по
31.12.2000 г., т.к. такая индексация была предусмотрена законом и подтверждена
постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7.
В жалобе указано и
на то, что суд незаконно отказал в индексации ежемесячных сумм возмещения вреда
в 2004 г. по коэффициенту уровня инфляции, считая, что индексация за этот год
была произведена на 1,16, в то время как этот показатель отражает рост инфляции
в 2003 г., а за 2004 г. индексация на прогнозируемый коэффициент инфляции вообще
не производилась.
Кассатор не согласен с тем, что в 2005 г. должен
применяться коэффициент 1,08, так как в ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 г.»
уровень инфляции указан в размере 7,5 - 8,5 процента, а согласно изменениям,
внесенным в этот закон 04.11.2005 г., коэффициент индексации должен
соответствовать уровню инфляции 11 %.
По его мнению, отказ в возмещении морального
вреда также необоснован, поскольку вред им причинен отсутствием индексации
присужденных решениями судов сумм.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и
обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав Спивака
М. А. и его представителя - Финкова Е. В., выслушав прокурора, полагавшего
решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия не находи оснований для отмены решения.
Выводы суда,
изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и законодательству,
регулирующему спорные правоотношения, в том числе правовой позиции, изложенной
в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 в
редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. N 7 и в
определении Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005 г. N 364-0.
Кассационная жалоба не содержит оснований для
отмены решения, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, как и ссылки на значимые для
дела обстоятельства, не исследованные судом и не получившие судебной оценки.
Ссылки кассатора на положения п. 13 указанного
Постановления Пленума Верховного Суда РФ в обоснование необходимости применения
пенсионного коэффициента при определении размера сумм возмещения вреда судебная
коллегия находит несостоятельными.
Данный пункт
предусматривает, что при исчислении судами размера возмещения вреда после
введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ и до признания
утратившими силу Правил возмещения работодателями вреда при определении общей
суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы,
учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке,
установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении
заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).
Из содержания указанного пункта Постановления
следует, что индексации подлежали суммы, учитываемые в составе заработка для
исчисления сумм возмещения вреда впервые,
именно в указанный период времени, что соответствовало действовавшему на
тот момент законодательству.
Действующее на момент обращения с настоящим
иском законодательство таких положений не содержит, поэтому требования истца о
применении пенсионного коэффициента неправомерны, а вывод суда об отказе в этой
части иска соответствует закону.
Выводы суда в части отказа в удовлетворении
исковых требований об индексации сумм возмещения вреда с 01.02.1997 г. по
31.12.2000 г. по индексу потребительских цен представляются правильными,
поскольку ныне действующее законодательство предусматривает иные критерии
индексации этих выплат.
Принимая во
внимание, что исковые требования о применении индекса потребительских цен
впервые заявлены в период действия части 3 статьи 5 базового закона в редакции
Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ, применение к данным
правоотношениям норм, утративших Силу, недопустимо.
Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ
предусмотрен механизм индексации с учетом уровня инфляции, устанавливаемого
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Учитывая, что индексация за 2004 г. была уже произведена судом по
ранее действовавшим правилам с учетом роста величины прожиточного минимума,
основания для применения с 01.01.2004 г. коэффициента инфляции отсутствуют,
т.к. указаний о возможности применения этого коэффициента с 01.01.2004 г.
наряду с коэффициентом роста величины прожиточного минимума, который применил
суд, закон не содержит. Поэтому выводы суда о недопустимости повторной
индексации за 2004 г. сомнений в их законности не вызывают.
В соответствии с
частью 3 статьи 5 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры
выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и
иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими
федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции,
устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
Поскольку коэффициент инфляции на 2005 г. в
размере 1,08 на момент постановления решения определен Правительством РФ в
пределах предоставленных ему законом полномочий, доводы кассационной жалобы о
применении иного коэффициента в 2005 г. не могут быть приняты во внимание.
Выводы суда в части
отказа истцу в компенсации морального вреда являются правомерными, т.к. в
постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 (в ред.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. N 7) указано на то,
что при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью
граждан вследствие чернобыльской катастрофы, необходимо иметь в виду, что законом,
действовавшим на время причинения вреда, не предусматривалась возможность
компенсации потерпевшему морального вреда, нанесенного этой катастрофой (п.2).
Ссылки кассатора в обоснование необходимости
компенсации морального вреда на постановление Европейского Суда по правам
человека, судебная коллегия находит не состоятельными, поскольку судебный
прецедент, в силу статьи 11 ГПК РФ, не относится к числу нормативных правовых
актов, применяемых судом при разрешении гражданских дел.
Поскольку Пленум
Верховного Суда РФ в п. 3 вышеуказанного Постановления прямо указал на то, что
представителем надлежащего ответчика по данной категории дел являются органы
социальной защиты населения, уполномоченные выступать от имени казны РФ, то
ссылки на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчика
Департамента ФГСЗН являются необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь
ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного
суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пролетарского районного суда г.
Ростова-на-Дону от 26 января 2006 г. оставить без изменения, кассационную
жалобу Спивака
М.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи