МОЙ СОВЕТ – БУДЬ РАЗБОРЧИВ В ЧТЕНИИ
(любителям занимательного чтения –
для расширения кругозора и уяснения момента)
ВЫДЕРЖКИ ИЗ
комментария
к новому пенсионному законодательству
М.Л. Захаров, В.Б. Севостьянова, Э.Г.Тучкова
Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный
комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»)
М.: 000 «ТК Велби», 2002. - 336
с.
Тираж 5000
В Комментарии раскрываются цели и задачи
осуществленной в России пенсионной реформы.
Рассматриваются
вопросы, связанные с определением прав граждан на все виды пенсий, исчислением
их размера и страхового стажа. В книге дается научно-практическая оценка новых
норм пенсионного законодательства.
Авторы
Комментария - ведущие специалисты в области пенсионного обеспечения, эксперты
Государственной Думы РФ.
Книга рассчитана на
студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также широкий круг читателей.
Нормативные
материалы приведены по состоянию на 15 октября 2002 г
Научное
издание
Пенсионная реформа осуществлена в России в
беспрецедентно короткий срок. Впервые идея о замене сложившейся российской
пенсионной системы, основанной, как и в других развитых странах, на социальном
страховании наемных работников, на принципиально
иную—индивидуально-принудительную накопительную пенсионную систему возникла в
2001 г., а с 1 января 2002 г. в России новая пенсионная система уже начала
функционировать.
Пенсионная реформа осуществлена без ее тщательной подготовки, проведения
научных исследований, элементарного анализа последствий принятых управленческих
решений, в условиях отрицательной ее оценки большинством специалистов, научной
общественностью, многими депутатами и общественными организациями. Истинные
цели реформы от общества скрыты.
Негативная оценка пенсионной реформы давалась и авторами настоящего
комментария. Главные их выводы заключались в том, что реформа проводится не в
интересах населения, а в интересах властных структур, государственной казны с
целью изъятия значительной части пенсионных платежей и использования их на
другие, не пенсионные цели; реформа не приведет к улучшению крайне низкого,
практически нищенского уровня пенсионного обеспечения настоящих и будущих
пенсионеров, она по существу не гарантирует людям достойный уровень жизни в
пенсионный период.
Весьма неприглядная оценка пенсионной реформы, методов ее проведения,
недопустимых в демократическом, правовом и социальном государстве, каковым
провозглашена Россия, давалась рядом других специалистов.
Доктор экономических наук, профессор Л. Ржаницина, говоря о пенсионной
реформе в статье «Революция сверху», отмечала: «...так стремительно, без
тщательной проработки, экспериментальной или модельной проверки, в основном
келейно (без всенародного или хотя бы широкого научного обсуждения) происходит
историческое, судьбоносное для миллионов событие. Народ попросту не допущен к
тому, что меняет его жизнь: даже Национальный совет по пенсионной реформе при
Президенте - сплошь начальники высокого ранга (все они получат пенсию в
несколько раз выше, чем «обычная» пенсия. - Авт. коммент.). А идея
масштабного обсуждения не была воспринята, она означала бы необходимость
выслушать и учесть мнение того самого гражданского общества, которое приятнее
видеть на кремлевском форуме, а не в виде миллионов писем, публикаций, речей и
собраний...» И далее: «Не удалось, к сожалению, даже обсудить исходную позицию:
нужна ли в принципе реформа, и если нужна, то, в каком содержании» (Социальная
защита. 2002. № 1; Пенсионное обеспечение. С. 10). Заслуженный юрист, кандидат
юридических наук А. Азарова в статье «Пенсионная реформа: хуже не будет?», в
которой содержится обоснованная критика положений пенсионной реформы, отмечала
следующее: «В угоду абстрактным (и спорным) теоретическим конструкциям (о
понятии пенсии, о страховых и нестраховых подходах к ней и т. д.), нашедшим
отражение в новых законах, разработчиками законопроектов, а соответственно
Государственной Думой, безжалостно отменены многие положения Закона 1990г.,
учитывающие конкретные условия исторического развития страны (участие нынешних
пенсионеров в Великой Отечественной войне, пребывание на оккупированной
территории, в блокадном Ленинграде и в фашистской неволе, политические
репрессии и последующая реабилитация их жертв и др.)...». И далее, пожалуй,
наиболее важное: «Разрушение действующей пенсионной системы и построение на ее
обломках мало предсказуемой новой, научно, экономически и юридически необоснованной,
при отсутствии конкретных должностных лиц и государственных структур, несущих
за реформу ответственность, не может привести в обозримой перспективе к
стабильному пенсионному обеспечению и достойной жизни пенсионеров, как требует
Конституция Российской Федерации» (Хозяйство и право. 2001. № 10. С. 4,
13).
Немногочисленные голоса тех, кто решился в то время честно и открыло
критиковать реформу пенсионного обеспечения, потонули в дружном хоре чиновников,
стремительно форсирующих проведение реформы, они не были услышаны руководителем
страны, инициирующим данную реформу и, видимо, введенным в заблуждение (так
хочется верить в это) идеологами индивидуально-накопительной пенсионной системы
в России.
Учитывая сложившуюся ситуацию, считаем своим профессиональным и гражданским
долгом раскрыть реальное содержание новых пенсионных законов, показав их
недостатки и негативные последствия, к которым уже приводит их реализация.
Общие выводы.
1. Пенсионная реформа не привела и не приведет как в ближайшей, так и в
более отдаленной перспективе к улучшению пенсионного обеспечения подавляющего
большинства пенсионеров, она по существу на долгие годы закрепляет нищенский
уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью. Вместе
с тем она легализует особую, привилегированную пенсионную систему для тех, на
кого опирается власть.
2. В результате осуществления пенсионной реформы значительно сокращаются
финансовые ресурсы, которые должны и могут направляться на выплату пенсий. При
сохранении высоких налоговых платежей (взносов) застрахованных (т. е. работающих
граждан), предназначенных на нужды пенсионного обеспечения, до 30% таких платежей
фактически будут использоваться федеральной властью на другие, не пенсионные
цели. Это негативно отразится на уровне пенсионного обеспечения, который и так
недопустимо низок и не обеспечивает достойную жизнь старшего поколения и
нетрудоспособных граждан.
3. Осуществлено преднамеренное, беспрецедентное в истории страны лишение
граждан тех пенсионных прав, которые они приобрели до 1 января 2002 г.,
влекущее зачастую потерю права на пенсию или снижение того уровня пенсии, на
который они рассчитывали в соответствии с действовавшим ранее законом, подчиняя
ему свое поведение.
4. Реформа полностью разрушила страховую пенсионную систему, основанную
на солидарности трудящихся, и заменила ее принудительной индивидуальной накопительной
системой, без достаточных гарантий возврата этих накоплений в пенсионный период
жизни человека. Судьба принудительных пенсионных накоплений окажется такой же,
как и других сбережений граждан, доверенных различным кредитным организациям,
в том числе государственным (люди потеряли не только сбережения советского
периода, но и сбережения последних лет — в Сбербанке России, финансовых
пирамидах, выстроенных самой властью или с ее разрешения, в дефолте 1998 г. и
в результате высокой инфляции).
5. Обосновывая необходимость проведения пенсионной реформы, введения принудительной
индивидуально-накопительной пенсионной системы (а не добровольной, как в других
странах), идеологи реформы во многих случаях заведомо неверно информировали
руководство страны и население о реальной ситуации в России, в том числе
демографической. Эта ситуация не сложнее, чем в Европе в целом, и значительно
лучше, чем в большинстве европейских стран, которые не ликвидировали и не собираются
ликвидировать страховые пенсионные системы, а дополняют и модернизируют их.
6. Качество принятых пенсионных законов крайне низкое, они юридически безграмотны,
разобраться в их содержании простым гражданам весьма сложно, а подчас это
невозможно сделать даже специалистам; некоторые нормы этих законов противоречат
гражданскому, трудовому и иному законодательству. Пенсионная реформа с правовой
точки зрения оказалась явно неподготовленной, что неминуемо приведет к
правовому нигилизму, аппаратному диктату чиновников.
Насколько эти выводы верны и обоснованны, судить читателям, но очевидно
одно - наши соотечественники ожидали другого закона, их ожидания явно не оправдались.
И последнее. До тех пор пока в нашей стране не появится массовое движение
миллионов настоящих и будущих пенсионеров, независимые от власти политические
силы, выражающие их интересы и способные защищать эти интересы всеми дозволенными
в демократическом обществе средствами, рассчитывать на изменение пенсионной
политики, как и социальной политики в целом, не приходится.
В «Парламентской газете» от 20 июня 2001 г., где были опубликованы проекты
федеральных законов, в том числе проект закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», помещена фотография старой женщины, которая держит в руке медали.
Рядом с ней кошка. Под фотографией слова этой женщины - «А медали, Мурка, на
хлеб не намажешь». Это наш эпиграф к данной работе. Он отражает истинное содержание
пенсионной реформы. Газета выпущена под рубрикой «Президент намерен навести порядок
в пенсионных делах». А вот слова Президента нашей страны В. В. Путина о
пенсионной реформе из его интервью, опубликованного в «Российской газете» от 25
июня 2002 г.: «Нововведения не приведут к ухудшению материального положения
пенсионеров». Да ухудшения, наверное, не будет, но и улучшения также. А ведь
оно крайне необходимо, ибо прожить достойно, не в нищете, на пенсию, которую получали
наши соотечественники к 1 января 2002 г. и продолжают получать до сих пор,
невозможно.
Клмментарий п. 3 ст. 1:
§ 5. В п. 3 ст. 1 предусматривается особый, неизвестный ранее как в
советском, так и в российском законодательстве, порядок издания разъяснений,
касающихся применения Закона о трудовых пенсиях. Он введен «в целях
единообразного применения» этого Закона и заключается в том, что порядок
издания разъяснения определяется Правительством РФ. Таким образом.
Правительство вправе поручить издавать разъяснения любому органу.
Эта юридическая новелла появилась в Законе, на наш взгляд, не случайно.
Закон готовился наспех и явно не юристами достаточно высокой квалификации.
Многие нормы Закона изложены чрезвычайно сложно и путано, в Законе содержится
немало пробелов и противоречий. Содержание Закона, как уже выше отмечалось,
труднодоступно не только для граждан, но и для работников, которые трудятся в
соответствующих органах, назначающих и выплачивающих пенсии.
Появление указанной нормы - попытка исправить юридические дефекты Закона
ведомственным, келейным путем. Устранение недостатков Закона таким методом девальвирует
его роль и значение как основного правового нормативного акта, определяющего
содержание и объем пенсионных прав граждан. К тому же вполне очевидно, что
содержание разъяснений будет определяться чиновниками с позиции прежде всего
финансовой и ведомственной целесообразности, а не закона.
Правительство реализовало предоставленные ему широкие полномочия. С
целью единообразного применения Закона о трудовых пенсиях оно предоставило
право издавать разъяснения этого Закона Министерству труда и социального
развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской
Федерации и при необходимости с другими органами исполнительной власти
(постановление от 21 января 2002г. №30 //СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 328). Следует
отметить, что Пенсионный фонд не являлся и в настоящее время не является органом
исполнительной власти.
Толковать и разъяснять закон могут только суды. Правительство может определять
порядок применения норм законов, о чем в ряде законов прямо говорится: правила
применения той или иной статьи закона устанавливается Правительством. Но эти
правила не должны создавать новые права и обязанности или устранять те, которые
предусмотрены законом. Что касается подзаконных актов министерств, то, если
возникают сомнения в том, что они не соответствуют закону, их можно оспорить в
Верховном Суде. Такова точка зрения М. Баглая - главы Конституционного Суда
Российской Федерации (РГ. 2001. 5 дек.), ее разделяют все ведущие правоведы
страны.
Остается лишь добавить, что наделение Правительства правом толковать закон, а тем более перепоручать делать это другому органу исполнительной власти либо Пенсионному фонду практически затрудняет возможность судебным органам эффективно осуществлять защиту пенсионных прав граждан, руководствуясь только законом, его буквальным смыслом.
И
далее все в том же духе.
Те
же М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова ранее составили толковейший комментарий к
прежнему Закону РФ «О госпенсиях в РФ» - тираж немалый – 10000
(да
и то сказать – народу нужны Маринина и Акунин, а энти КОММЕНТАРИИ нам не треба,
если надо, то мы и по-простому, в
лапотках пойдем хошь в КС РФ, хошь в Европейский Суд, вот дай только онучи перемотать).
мой
совет – будь разборчив в чтении
11
апреля 2003 г.
Финков Е. В.