Резолюция ResDH (2004) 85
относительно Постановления Европейского Суда по Правам человека
от 7 мая 2002 (вступившего в силу 4 сентября 2002)
по делу Бурдов против Российской Федерации


(Принята Комитетом Министров 22 декабря 2004
на 906-м заседании Заместителей  Министров)

 

Комитет Министров, в соответствии с параграфом 2 Статьи 46 Конвенции о Защите Прав человека и основных свобод, с изменениями, внесенными Протоколом Номер 11 (в дальнейшем “Конвенция”),

Рассмотрев Постановление Европейского Суда по Правам человека (“Суд”) от 7 мая 2002 по делу Бурдова, переданное в Комитет Министров, как только оно вступило в силу согласно Статье 44 Конвенции;

 

Напоминает, что это дело рассмотрено Судом по жалобе Номер 59498/00 против Российской Федерации, поданной в Суд 20 марта 2000 на основании Статьи 34 Конвенции г. Анатолием Тихоновичем Бурдовым, гражданином России, и что Суд объявил эту жалобу приемлемой в части того, что:

- Российские органы социальной защиты населения в течение нескольких лет отказывались исполнить окончательные судебные постановления, вынесенные в пользу заявителя о выплате ему компенсации и пособия (с последующей индексацией) в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

Принимая во внимание, что в Постановлении от 7 мая 2002 Суд единодушно:

 

- Постановил, что имело место нарушение параграфа 1 ст. 6 Конвенции;


- Постановил, что имело место нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции;

 

- Постановил, что Россия должна выплатить заявителю в течение трех месяцев, отсчитываемых со дня вступление Постановления в силу, 3 000 евро в качестве компенсации морального вреда, конвертировав их в валюту Российской Федерации по курсу, действовавшему на день выплаты, плюс любой налог, который может быть наложен на эту сумму, и что на эту сумму подлежат начислению простые проценты в размере двадцать три процента годовых, если требуемая сумма не будет выплачена в течение трех месяцев;

 

На основании Правил, принятых Комитетом Министров относительно применения Статьи 46, параграф 2 Конвенции;

 

Предложил Российским Властям сообщить ему о мерах, которые были предприняты по исполнению Постановления Суда от 7 мая 2002, с учетом обязательства, принятого на себя Российской Федерацией в соответствии со Статьей 46, параграф 1 Конвенции;

 

Удостоверившись, что 16 июля 2003, в пределах установленного срока, Российские Власти выплатили заявителю сумму, предусмотренную в Постановлении Суда от 7 мая 2002,

 

Исследовав информацию, предоставленную Российскими Властями относительно мер, которые уже предприняты, принимаются и запланированы на будущее, чтобы предотвратить новые нарушения, подобные обнаруженным по делу Бурдова (эта информация изложена в Приложении к настоящей Резолюции);

 

Отметив, в частности меры, предпринятые относительно той же категории граждан, к которым относится заявитель и, отмечая, что выявленные по этому делу нарушения относятся к более общей проблеме не исполнения внутренних судебных постановлений  в Российской Федерации, на что Комитетом было обращено внимание Российских Властей, в контексте других жалоб, поданных гражданами России в Суд;

 

Объявляет, на основании информации, представленной Российскими Властями, что они исполнили свои обязательства, предусмотренные Статьей 46, параграфом 2 Конвенции по данному делу.

 

 

Приложение к Резолюции ResDH (2004) 85

 

Информация, предоставленная Комитету Министров

Властями Российской Федерации
по исполнению Постановления ЕСПЧ по делу Бурдова

 

Власти Российской Федерации напоминают, что рассматриваемое дело касается не исполнения окончательных судебных постановлений, вынесенных в 1997-2000 Судом Города Шахты (Ростовская область), которыми с российских органов социальной защиты были взысканы в пользу заявителя компенсация и ежемесячное пособие (с последующей индексацией) в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью, в результате его участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

Что касается индивидуальных мер, то суммы, присужденные внутренними судебными постановлениями, выплачены заявителю 5 марта 2001, то есть до вынесения Европейским Судом по Правам человека Постановления по его жалобе (см. параграф 22 Постановления). Впоследствии, в отношении индексации ежемесячного пособия Судом Города Шахты 11 июля 2003 вынесено новое решение (вступившее в силу 1 октября 2003). Органы Социальной защиты продолжают исполнять внутренние судебные постановления, вынесенные в пользу заявителя, регулярно выплачивая присужденные ему суммы.

 

Кроме того, следующие общие меры были приняты российскими Властями, во исполнение данного Постановления Европейского Суда.

 

a) меры, предпринятые по аналогичным делам

 

Во-первых, Власти выплатили долги, накопившиеся в результате не исполнения внутренних судебных постановлений аналогичных делу Бурдова, о взыскании в пользу жертв Чернобыльской катастрофы сумм компенсаций и пособий (в общей сумме 2 846 миллионов рублей выплачено в период времени с января по октябрь 2002).

 

5 128 других внутренних судебных постановлений относительно индексации пособий жертвам Чернобыля были исполнены Властями.

 

Россия также оптимизировала свой бюджетный процесс, с целью гарантировать выделение необходимых бюджетных средств органам социального обеспечения (260 миллионов рублей были ассигнованы на 2003 год, 2 538 миллиардов рублей на 2004 год, и 2 622 миллиарда на 2005 год), что позволило им своевременно исполнять их финансовые обязательства, возникающие среди прочего из подобных судебных постановлений.

 

Кроме того, определенные меры были приняты с целью обеспечения эффективности в деле осуществления гарантий, предусмотренных Европейской Конвенцией о правах человека, что позволило успешно урегулировать большое количество споров по аналогичным жалобам, поданным в Европейский Суд против России. В результате, Суд вычеркнул многие из них из списка дел, подлежащих рассмотрению на основании Статьи 37 Конвенции, убедившись в том, что Власти России признали факт допущенного нарушения, и выплатили убытки и расходы жертвам этих нарушений в ходе принятия общих мер по исполнению постановления Суда по жалобе Бурдова под контролем Комитета в соответствии со Статьей 46 (см., среди прочих, Aleksentseva и 28 других против Российской Федерации, решение от 4 сентября 2003).

 

b) Новая система индексации, введенная в законодательство

 

Что касается обязательства о надлежащей индексации сумм, присужденных внутренними судами, законом, вступившим в силу в рассматриваемый период времени, предусмотрено их увеличение по мере роста стоимости жизни в качестве индекса для определения размера пособий. Постановлением от 19 июня 2002, Конституционный Суд РФ объявил данную правовую норму неконституционной, поскольку пришел к выводу, что она недостаточно ясна и предсказуема; в этом Постановлении, Конституционный Суд опирался, среди прочего, и на Правовую позицию, высказанную в Постановлении Европейского Суда по делу Бурдова. В результате этого, 2 апреля 2004 российский Парламент внес поправки в законодательство, регулирующее социальное страхование жертв Чернобыльской катастрофы. Новый закон, который вступил в силу с 29 апреля 2004, предусматривает новую систему индексации пособий, которая базируется на величине уровня инфляции, используемой при составлении федерального бюджета на будущий финансовый год.

 

 

c) Публикация и распространение Постановления Суда по делу Бурдова

Постановление Европейского Суда по делу Бурдова было издано в «Российской газете» (4 июля 2002), в которой опубликовываются все законы и правовые акты Российской Федерации, и которая поступает во все органы государственной власти России. Постановление было также издано во множестве российских юридических журналах и интернетовских средствах информации, и таким образом легко доступно властям и публике.

 

d) Заключение

 

Ввиду вышеизложенного, российские Власти полагают, что меры, принятые во исполнение данного Постановления Суда предотвратят новые подобные нарушения Конвенции относительно российских граждан, попавших в то же положение, что и Бурдов, и что Российская Федерация, таким образом, выполнила свои обязательства, предусмотренные Статьей 46, параграф 1 Конвенции по рассматриваемому делу.

 

Власти также заверяют, что принятые ими меры составляют, кроме того, существенный шаг к решению более общей проблемы не исполнения внутренних решений суда, вынесенных в пользу граждан, что составляет основную причину, по которой граждане России подают жалобы в Европейский Суд против Российской Федерации. Власти продолжают принимать меры к решению этой проблемы, причем, не в последнюю очередь в контексте исполнения, под контролем Комитета, других Постановлений Европейского Суда.

 

Hosted by uCoz