ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ № 50 от 2 марта 2006 г.
«Бог Шельму метит,
или
о ЗНАТНОМ ПУКЕ В ЛУЖУ,
некими проворными ростовскими правосудьями учинённый»
в продолжение Президентского Послания № 49 от
23 февраля 2206 г.
Об искусстве исполнения судебных постановлений»
(в двух ипостасях: по-простому, и по-грантоедски)
письмо моего доброго приятеля, по эл. почте пришедшее:
Здравствуйте, Евгений Валентинович!
В связи с разработанным и принятым ударными темпами законом 197-ФЗ, осуществившим голубую мечту Минфина - иммунитет от закона "Об исполнительном производстве", возникает вопрос о возможных сроках обращения в ЕСПЧ с жалобой на неисполнение решения суда. Как я понимаю, обращаться было можно в течение шести месяцев после вступления решения суда в силу. А теперь как? 197-й закон статьёй 242-3 Бюджетного кодекса установил, что:
1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 2421 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства. Но срок направления для суда не установлен.
2. Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению
3. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Итак, в лучшем случае пройдёт четыре месяца после решения суда, когда мы официально узнаем, что решение не исполнено. А когда же обращаться в ЕСПЧ?
Это, значит, остаётся два месяца? Или я что-то не так понимаю?
Евгений Валентинович! Нужный власти Закон 197 разработан на основании решения КС 8-П за пять месяцев. Для сравнения решение КС 11-П о изменение чернобыльского закона не исполнялось 21 месяц, вместо отведённых шести. К 8-П было особое мнение судьи Н. С. Бондаря (Источник http://www.echr.ru/documents/doc/12041128/12041128.htm
Сайт "Европейская конвенция о защите прав человека: право и практика " 28 января 2006 г)
и на эту же тему статья юриста Анны Котовой
http://www.sutyajnik.ru/rus/library/articles/2005/i_snova_v_sud.htm
Там и там мнение одно: без принудительного исполнения мы обречены на хождения по судам за исполнительными листами на исполнение вынесенных решений. Поэтому я и обращаюсь к Вам, чтобы узнать Ваше мнение, как и когда теперь обращаться в ЕСПЧ.
Кстати, в пояснительной записке к
197-му закону указано, что уменьшатся выплаты по искам в ЕСПЧ. Интересно за
счёт чего?
С уважением Алексей З-в
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТВЕТА:
Итак, в предыдущем Послании я оставил без
ответа следующий вопрос:
Кстати, в пояснительной записке к
197-му закону указано, что уменьшатся выплаты по искам в ЕСПЧ. Интересно за
счёт чего?
Начну издалека.
Но на конкретном, ростовском примере.
Смысл 197-ФЗ заключается в простой мысли – надо исключить из процесса исполнения судебных решений, которыми в пользу граждан взысканы денежные средства с Государства, совершенно беззубую Службу судебных приставов-исполнителей, и открыть этим гражданам-взыскателям прямой доступ к КАЗНЕ РФ, дабы всякий мог оттуда свои денюжки не мешкая забрать.
Если этот механизм сработает, то, естественно, тут же отпадет та часть обращений граждан в Европейский Суд по правам человека, предметом которых является не исполнение тех решений суда, которыми с граждан взысканы деньги с Государства.
Вот так и должна получиться экономия по выплатам гражданам во исполнение Постановлений Европейского суда по правам человека.
Когда-то так и будет, а пока – старая солдатская песня:
«Гладко было на бумаге,
да забыли про овраги,
а по ним ходить . . .»
Летом 2005 года начали ростовские суды выносить решения по искам инвалидов ЧАЭС.
Чинуши были настроены на то, что мы, как и прежде, будем приносить им исполнительные листы. И покорно годами ждать исполнения решений суда.
Но сразу уже в исках я писал – прошу суд самостоятельно выслать наши исполнительные листы для принудительного исполнения.
Сначала суды выносили решения о взыскании присужденных средств с Главного распорядителя бюджета по чернобыльским выплатам – со Службы занятости населения.
Такие решения имели хорошую перспективу быстрого исполнения.
Но, как оказалось, это организация с немалыми возможностями. Вышли они на наших ростовских неких проворных правосудий. Перешептались, и вот по райсудам разослано очередное письмо «об усилении единомыслия по искам инвалидов ЧАЭС». А сказано в этом письме, что Службу занятости из числа ответчиков надо исключать, а присуждать выплату присужденных сумм только с собесов.
Помню, что в первый раз, когда судья сказал, что он исключает Службу занятости из числа ответчиков, прокурор не удержался, сказал судье – у тебя что, крыша поехала? На что достойный судья ответил: - у меня письмо сверху!
Я тут же заявил, что в таком случае решение будет не исполнимым, исполнительные листы будет просто некому предъявить, у соцзашиты даже теоретически нет ни одного счета, к которому можно выставить эти листы.
С учетом того, что мы просим суд самостоятельно предъявить эти листы, я предупредил судью, что через несколько месяцев у него на столе будет лежать стопка исполнительных листов, которые некуда будет отправлять.
Судья сокрушенно пожал плечами, и сказал, что он понимает глупость ситуации, но он человек Системы.
Сегодня уже есть десятки вступивших в законную силу решений суда, скоро их будет сотни.
Кстати, Минтруд РО, вроде бы не заинтересованный в том, чтобы его оставили единственным ответчиком, на самом деле радостно потирает ручонки, - опять эти назойливые инвалиды не скоро получат присужденные деньги.
Таким образом, усилиями Ростовских правосудий и чинуш, благая мысль, заключенная в 197-ФЗ, превратилась в знатный ПУК В ЛУЖУ.
Ну что ж,
значит у Европейского суда по правам человека и после введения в действие
197-ФЗ, работы не убавится.
Приложения:
Президент РРООИ «ТиД»
Финков Е. В.